Система охлаждения двигателя БЕЛАЗ 75483
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.
Система охлаждения двигателя (рис.1) - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Рис.
1. Принципиальная схема системы
охлаждения двигателя: 1 - блок радиаторов; 2 - отопитель кабины; 3 - водомасляный теплообменник; 4 - предпусковой подогреватель двигателя; 5 - кран подключения отопителя кабины; 6 - коробка термостатов; 7 - расширительный бачок; |
8 -
компрессор тормозных систем; 9 - насос системы охлаждения; 10 - сливной кран; большой круг циркуляции охлаждающей жидкости; малый круг циркуляции охлаждающей жидкости; круг циркуляции масла через теплообменник. |
В систему охлаждения входят радиаторы с диффузорами, жалюзи радиаторов, вентиляторы и их привод, расширительный бачок и трубы. В систему охлаждения входят также компрессор тормозных систем, радиатор отопителя кабины и водомасляные теплообменники. Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатами. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости они подключают или отключают радиаторы. Для регулирования теплового режима имеются жалюзи с автоматическим режимом управления.На панели приборов установлен термометр для визуального контроля температуры охлаждающей жидкости.
Сливные краны для удаления охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя расположены:
• спереди на коробке термостатов;
• справа на водомасляном теплообменнике для охлаждения масла гидромеханической передачи;
• справа на насосе системы охлаждения;
• на трубе от радиатора к насосу системы охлаждения;
• на трубе под левым радиатором.
На водяном фильтре системы охлаждения нет крана. Для слива охлаждающей жидкости из фильтра необходимо снять фильтр. Для слива охлаждающей жидкости из компрессора отсоединить ближайшую к краю трубку системы охлаждения компрессора.На самосвалах, оснащенных предпусковым подогревателем двигателя, имеется дополнительный сливной кран на подогревателе.
Для системы охлаждения рекомендуется применять КРУГЛОГОДИЧНО низкозамерзающие охлаждающие жидкости “Тосол-А40М” или “Тосол-А65М”.
Радиаторы. На самосвале установлены три шестирядных радиатора, с цельнотянутыми плоскоовальными трубками. Радиаторы собраны в общий блок, который крепится к передней поперечине рамы на резиновых амортизаторах.Наличие в бачках радиаторов перегородок создает петлевую циркуляцию (в три хода) охлаждающей жидкости через его сердцевину.
Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости, а также для отвода пара из системы. Горловина бачка закрыта пробкой, в которой установлен паровоздушный клапан, позволяющий поддерживать в системе давление больше атмосферного, что повышает температуру кипения охлаждающей жидкости до 116-119 градусов Цельсия и уменьшает ее потери от испарения. При уменьшении давления в системе клапан обеспечивает доступ воздуха в бачок. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,09-0,12 МПа, а впускной при давлении на 0,001-0,013 МПа ниже атмосферного.
Водомасляный теплообменник.
Для охлаждения масла в системе смазки двигателя предусмотрен водомасляный теплообменник, установленный непосредственно на двигателе.Система смазки и ее узлы подробно описаны в инструкции по эксплуатации и обслуживанию двигателя.Второй, дополнительный охладитель масла - водомасляный теплообменник (рис.2), установлен в передней части моторного отсека на кронштейне левого лонжерона рамы и является частью системы охлаждения ГМП и двигателя.
Рис. 2 Водомасляный теплообменник:
1 - пробка диагностического отверстия (может устанавливаться сливной кран);
2, 4, 9 - уплотнительные прокладки;
3 - проставка (металлическая);
5 - коллектор;
6 - уплотнительное кольцо;
7 - охлаждающий элемент (в сборе);
8 - корпус;
10 - крышка;
11 - пробка дренажного отверстия;
12 - штуцер;
I, II выводы для отвода и подвода масла;
III - канал для подвода охлаждающей жидкости;
IV - канал для отвода охлаждающей жидкости (расположен симметрично с каналом III и соединен с другой полостью)
Для охлаждения масла используется охлажденная в радиаторах жидкость системы охлаждения.Коллектор 5 теплообменника разделен перегородкой на две полости. Охлаждающая жидкость из радиатора системы охлаждения через патрубок подводится в полость коллектора, проходит по охлаждающим трубкам и поступает в другую полость коллектора, а из нее отводится в двигатель.Масло в теплообменник подводится к выводу II, омывает охлаждающие трубки снаружи и отводится к двигателю через вывод I.