Электрооборудование шасси БЕЛАЗ 75483
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ШАССИ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ШАССИ.Электрооборудование самосвала - постоянного тока с номинальным напряжением 24В, выполнено по однопроводной схеме. С "массой" соединены отрицательные полюсы источников и отрицательные выводы потребителей тока.Подкапотная лампа и розетка переносной лампы подключены по двухпроводной схеме.Контакты датчиков, контакторов, реле и переключателей изображены на схеме в положении "выключено".
Электрооборудование самосвала включает следующие основные системы: энергоснабжения, пуска двигателя, контрольно-измерительных приборов, наружного и внутреннего освещения, световой и звуковой сигнализации, отопления и вентиляции, защиты.
Принципиальные схемы электрооборудования самосвала и монтажа электрооборудования проводов на шасси самосвала показаны на рис.1 и рис.2.Условные обозначения элементов электрооборудования, их назначение и тип приведены в приложении.
Рис.1.Принципиальная схема электрооборудования самосвала.
Рис.2.Принципиальная схема монтажа электрооборудования проводов на шасси самосвала.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Условное обозначение по схеме |
Наименование элемента и его обозначение |
Кол-во |
Тип |
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ |
|||
GB1-GB4 |
Питание электроэнергией потребителей при неработающем двигателем |
4 |
6СТ-132 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА |
|||
G |
Питание электроэнергией потребителей при работающем двигателем | 1 |
поступает с двигателем |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ |
|||
М2 |
Стартер | 1 |
поступает с двигателем |
М3 |
Электродвигатель насоса аварийного привода рулевого управления | 1 |
ГТ-3М |
М4 |
Электродвигатель вентилятора кабина | 1 |
МЭ237 |
М5,М6 |
Электродвигатели отопителей кабины | 2 |
МЭ237 |
М7 |
Электродвигатель стеклоомывателя | 1 |
111.5608 |
М8 |
Электродвигатель стеклоочистителя | 1 |
6002.3730 |
КОНТАКТОРЫ |
|||
КМ1 |
Контактор включения насоса аварийного привода рулевого управления | 1 |
КТ127 |
РЕЛЕ |
|||
К2 |
Реле останова двигателя | 1 |
901.3747 |
К6 |
Реле стартера | 1 |
901.3747 |
К7 |
Реле блокировки массы, зуммера и включения счетчика моточасов | 1 |
901.3747 |
К10 |
Реле включения аварийного привода рулевого управления | 1 |
901.3747 |
К11,К12,К13,К19,К20 |
Промежуточное реле в цепях электромагнитов переключения передач | 5 |
901.3747 |
К14 |
Реле коммутации включения I и IV передач | 1 |
901.3747 |
К15 |
Реле коммутации включения II и V передач | 1 |
901.3747 |
К16 |
Реле коммутации включения R1иR2 передач заднего хода | 1 |
901.3747 |
К17 |
Реле блокировки стартера | 1 |
901.3747 |
К18 |
Реле включения фар заднего хода | 1 |
901.3747 |
К21 |
Реле включения сигнала заднего хода | 1 |
901.3747 |
К22 |
Реле в цепях системы автоматического регулирования температурного режима двигателя и гидромеханической передачи | 1 |
901.3747 |
К23 |
Реле-прерыватель стеклоочистителя | 1 |
901.3747 |
К24 |
Реле включения сигналов торможения | 1 |
901.3747 |
К25 |
Блоки управления температурным режимом двигателя и ГМП | 2 |
УТД12.3761 |
К26 |
Реле-прерыватель сигналов заднего хода | 1 |
РС493 |
К27 |
Реле-прерыватель в цепи сигнальной лампы стояночного тормоза | 1 |
РС493 |
К28 |
Реле поворотов | 1 |
РС951-А |
К29 |
Реле подключения звукового сигнала | 1 |
901.3747 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ |
|||
S2 |
Выключатель "массы" | 1 |
ВК860-Б |
S3 |
Замок-выключатель | 1 |
ВК856 |
S4 |
Пульт переключения передач | 1 |
ПУЗ ЕИРВ468313.007 |
S5 |
Переключатель отопителя | 1 |
П147-04.11 |
S6 |
Переключатель вентилятора | 1 |
П147-03.12 |
S7 |
Переключатель опрокидывающего механизма | 1 |
П602 |
S8 |
Переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя | 1 |
40.3709 |
S9 |
Переключатель света | 1 |
58.3710-01 |
S10 |
Переключатель поворота | 1 |
66.3709 |
S11 |
Выключатель аварийной сигнализации | 1 |
32.3710 |
SB2 |
Дистанционный выключатель "массы" | 1 |
11.3704 |
SB3 |
Выключатель аварийного привода рулевого управления | 1 |
3812.3710-10 |
SB4 |
Выключатель системы переключения передач | 1 |
3812.3710-10 |
SB5 |
Выключатель тормоза-замедлителя | 1 |
ВК322 |
SB8 |
Выключатель остановки двигателя | 1 |
3812.3710-11 |
SB9 |
Выключатель автоматического управления температурным режимом двигателя и ГМП | 1 |
3812.3710-10 |
SB15 |
Выключатель блокировки опускания платформы при включенной передаче | 1 |
3812.3710-11 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ |
|||
YA3 |
Электромагнит включения III передачи | 1 |
15.3747 |
YA4 |
Электромагнит включения II передачи | 1 |
15.3747 |
YA5 |
Электромагнит включения I передачи | 1 |
15.3747 |
YA6 |
Электромагнит включения фрикциона диапазонного вала | 1 |
15.3747 |
YA7 |
Электромагнит включения фрикциона заднего хода | 1 |
15.3747 |
YA8 |
Электромагнит включения тормоза-замедлителя | 1 |
15.3747 |
YA11,YA12 |
Электромагнитные клапаны автоматического управления температурным режимом двигателя и ГМП | 2 |
5320-3721500 |
YA13,YA14,YA15 |
Электромагниты опускания и подъема платформы | 3 |
15.3747 |
YA16 |
Электромагнитный клапан остановки двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
ДАТЧИКИ |
|||
ВК1 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
ВК2 |
Датчик температуры масла ГМП | 1 |
ТМ100-В |
ВК3 |
Датчик в системе автоматического регулирования температурного режима двигателя и ГМП | 1 |
ТМ100-В |
ВР5 |
Датчик температуры масла двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
ВР1 |
Датчик давления масла в ГМП | 1 |
11.3829 |
ВР2 |
Датчик давления масла в двигателе | 1 |
18.3829 |
ВР3,ВР4 |
Датчики давления воздуха соответственно в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
18.3829 |
BR |
Датчик тахометра | 1 |
поступает с двигателем |
BV |
Датчик спидометра | 1 |
24.3802 |
SL |
Датчик уровня топлива | 1 |
ВМ144-Д |
SP1 |
Датчик аварийного давления масла в главной магистрали ГМП | 1 |
ММ111-В |
SP2 |
Датчик аварийного давления в системе смазки ГМП | 1 |
ММ111-В |
SP3 |
Датчик аварийного давления масла двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
SP4,SP5 |
Датчики аварийного давления воздуха в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
ММ124-В |
SP6 |
Датчики засорения воздушных фильтров двигателя | 1 |
131.3839 |
SP8 |
Датчик засорения масляного фильтра двигателя | 1 |
|
SP9 |
Выключатель сигнализатора о включении блокировки гидротрансформатора | 1 |
ВК12-Б |
SP10,SP11 |
Датчики системы торможения | 2 |
ММ125-Д |
SK1 |
Датчик аварийной температуры ГМП | 1 |
РС403-Б |
SK2 |
Датчик аварийной температуры двигателя | поступает с двигателем |
|
УКАЗАТЕЛИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ |
|||
Р1 |
Указатель тока | 1 |
поступает с двигателем |
Р2 |
Указатель главного давления масла ГМП | 1 |
11.3810 |
Р3 |
Указатель давления масла двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
Р4 |
Указатель уровня топлива | 1 |
УБ170 |
Р5 |
Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
Р6 |
Указатель температуры масла ГМП | 1 |
УК171-01 |
Р7 |
Указатель давления воздуха соответственно в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 1 |
УК168 |
Р8 |
Указатель спидометра | 1 |
СП153 |
Р9 |
Указатель тахометра | 1 |
поступает с двигателем |
РГ |
Счетчик моточасов | 1 |
СВН-2-02 |
PV |
Указатель напряжения | 1 |
11.3812 |
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ |
|||
НА1 |
Сигнал звуковой заднего хода | 1 |
С314-Г |
НА2 |
Реле-сигнализатор | 1 |
733.3747-10 |
НА3 |
Сигнал звуковой | 1 |
С314 |
НА4 |
Сигнал звуковой | 1 |
С313 |
ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ |
|||
Е1 |
Лампа подкапотная | 1 |
ПД308-А |
Е6 |
Плафон кабины | 1 |
11.3714 |
Е8,Е9 |
Фары | 2 |
341.3711 |
Е11 |
Задняя фара | 1 |
171.3711 |
Е12 |
Фара-прожектор | 1 |
201.3711 |
EL1,EL2,EL4,EL8,EL12,EL14, |
Лампы подсветки приборов | 9 |
А24-1 |
EL3 |
Контрольная лампа аварийного давления смазки в ГМП | 1 |
А24-1 |
EL9 |
Контрольная лампа аварийного давления смазки в двигателя | 1 |
А24-1 |
EL10,EL11 |
Контрольные лампы аварийного давления воздуха в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
А24-1 |
EL13 |
Контрольная лампа дальнего света | 1 |
А24-1 |
EL15 |
Лампа подкапотного фонаря | 1 |
А24-21-3 |
HL2 |
Контрольная лампа указателя поворотов | 1 |
2212-3803-07 |
HL3 |
Контрольная лампа блокировки гидротрансформатора | 1 |
2212-3803-32 |
HL4,HL5 |
Боковые повторители поворота | 2 |
14.3726 |
HL6,HL7 |
Передние фонари | 2 |
ПФ116-В |
HL8 |
Задний правый фонарь | 1 |
354.3716 |
HL9 |
Задний левый фонарь | 1 |
355.3716 |
HL10 |
Блок контрольных ламп | 1 |
2312-3803.03-01 |
HL11 |
Блок контрольных ламп включенной ступени ГМП | 1 |
3012.3803-01 |
HL12,HL13 |
Указатели поворотов | 2 |
УП115-В |
HL14 |
Фонарь освещения номерного знака | 1 |
ФП131-Б |
HL15 |
Индикатор включения передачи | 1 |
ВИРВ467845.008 |
НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И РЕЗИСТОРЫ |
|||
R1 |
Резистор регулировочный блока УТД | 1 |
ППБ-1В |
R2,R3 |
Сопротивления в цепи отопителей кабины | 2 |
СЭ300 |
R4,R5 |
Сопротивления в цепи вентилятора кабины | 2 |
СЭ300 |
R6 |
Реостат подсветки приборов | 1 |
ВК416-Б |
ДИОДЫ |
|||
VD1-VD4, VD9,VD11-VD15,VD19-VD22 |
Диоды | 6 |
КД202К |
VD6-VD8, VD10,VD16-VD18 |
Диоды | 8 |
Д243Б |
РОЗЕТКИ |
|||
ХА1 |
Розетка | 1 |
47К |
ХА1 |
Розетка штепсельного разъема пуска двигателя от постороннего источника тока | 1 |
ШРАП-500 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ |
|||
F1 |
Защита цепей управления ГМП | 1 |
16A |
F2 |
Защита цепей управления стеклоочистителя, стеклоомывателя, плафона и вентилятора кабины | 1 |
8A |
F3 |
Защита цепей контрольно - измерительных приборов | 1 |
8A |
F4 |
Защита цепей сигнальных ламп | 1 |
8A |
F5 |
Защита цепей габаритных ламп левой стороны | 1 |
8A |
F6 |
Защита цепей габаритных ламп правой стороны | 1 |
8A |
F7,F8 |
Защиты цепей ламп ближнего света | 2 |
8A |
F9,F10 |
Защиты цепей ламп дальнего света | 2 |
8A |
F11 |
Защита цепей управления опрокидывающего механизма, цепей сигналов торможения и звуковых сигналов | 1 |
16A |
F12 |
Защита цепей автоматического управления температурным режимом двигателя и ГМП | 1 |
8A |
F13 |
Защита цепей подкапотного фонаря и блокировки гидротрансформатора | 1 |
8A |
F14 |
Защита цепи розетки переносной лампы | 1 |
8A |
F15 |
Защита цепей реле поворота и выключателя аварийной сигнализации | 1 |
8A |
F16 |
Защита цепей отопителей кабины | 1 |
8A |
F17 |
Защита цепей подвески контрольно-измерительных приборов | 1 |
8A |
F18 |
Защита цепей подвески переключателей | 1 |
8A |
F19,F20 |
Резервные | 2 |
8A |
F21 |
Общая защита цепей, кроме цепей стартера, штепсельного разъема ШРАП-500 и насоса дублирующего привода рулевого управления | 1 |
ПВ100/100А |
Система энергоснабжения.
К системе энергоснабжения относятся четыре аккумуляторные батареи, соединенные попарно последовательно-параллельно, и генератор, включенный параллельно аккумуляторным батареям.
Аккумуляторные батареи. На самосвалах установлены аккумуляторные батареи типа 6СТ-132.В батарею заливается электролит плотностью, соответствующей климатическому району эксплуатации самосвала и времени года.Количество электролита, необходимое для заправки одной батареи до рабочего уровня, - 8 л.Отрицательный вывод аккумуляторных батарей соединен с "массой" самосвала через выключатель типа 1420.3737, установленный в аккумуляторном ящике.
На самосвале устанавливается генератор американского производства.
Генератор работает следующим образом. При прохождении постоянного тока через обмотку возбуждения вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюсы ротора. При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяется по величине и по направлению, вследствие чего в обмотке статора индуктируется переменная электродвижущая сила.Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительными блоками, смонтированными на крышке генератора.Устройство генератора, полная техническая характеристика и операции по обслуживанию даны в руководстве по эксплуатации двигателя.
Система пуска двигателя.
В систему пуска двигателя входят: стартер, выключатель "массы", розетка ШРАП500 для пуска двигателя от постороннего источника тока, замок-выключатель и реле.На самосвале установлен стартер американского производства. Стартеры являются составной частью двигателей, подробное их устройство, техническая характеристика и операции по обслуживанию даны в руководствах по эксплуатации двигателей.
Система световой и звуковой сигнализации.
Система световой сигнализации информирует водителя о состоянии систем самосвала - изменении параметров в пределах допустимых значений, достижении параметрами аварийных значений, а также дает информацию о выполняемых водителем маневрах - торможении и поворотах.Датчики электрических сигналов установлены в каналах систем и на исполнительных элементах агрегатов, а приемники сигналов (приборы и лампы) на панели в кабине. Лампы с красным светофильтром - аварийный сигнал, с зеленым и синим - информационный. В систему звуковой сигнализации входят звуковые электрические сигналы и аварийный шумовой сигнализатор.Электрический звуковой сигнал включается переключателем указателей поворота и света фар нажатием на торец рычага.Электрический звуковой сигнал заднего хода включается одновременно с включением ступени заднего хода в гидромеханической передаче. В его цепи имеется реле-прерыватель - сигнал заднего хода прерывистый.Шумовой сигнализатор включен в цепь параллельно лампам сигнализации об аварийном давлении воздуха в тормозных системах, аварийном давлении масла в системе смазки двигателя и аварийном повышении температуры масла в системе смазки и охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Система наружного и внутреннего освещения.
Система предназначена для освещения участка дороги при движении в ночное время и в условиях ограниченной видимости, информации о габаритных размерах самосвала, освещении панели приборов, кабины и моторного отсека. К системе освещения относятся также штепсельная розетка переносной лампы.Лампы фар и фонарей включаются переключателем указателей поворота и света фар, расположенным с левой стороны рулевой колонки. Он включает в мигающем режиме указатели поворота спереди, сзади и сбоку самосвала, а также ближний и дальний свет фар. При перемещении рычага переключателя вперед включаются указатели правого поворота, а при перемещении назад - левого поворота самосвала. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота. При включении поворота загорается в мигающем режиме сигнальная лампа, расположенная на панели приборов.При перемещении рычага переключателя вверх (нефиксируемое положение) включается дальний свет фар для сигнализации встречному транспорту.При перемещении рычага переключателя в среднее фиксируемое положение (при включенном переключателе света на панели приборов) включается ближний свет фар (свет встречного разъезда), а в нижнее фиксируемое положение - дальний свет фар.Фонарь кабины и подкапотная лампа включаются индивидуальными выключателями.
Техническая характеристика приборов освещения и световой сигнализации.
Фары головного света | Две фары 341.3711 с двух нитевыми лампами 55 и 50 Вт и асимметричным светораспределением ближнего света |
Фара заднего хода | 171.3711 с двух нитевой лампой (подключена нить 60 Вт) |
Фара-прожектор | Фара 201.3711 с галогенной лампой АКГ24-70 70 Вт |
Боковые указатели | Два фонаря 14.3726 с лампами 5 Вт поворота |
Передние фонари | Два фонаря ПФ116-В, двухсекционные с двухцветным рассеивателем, с лампами габаритных огней 5 Вт и указателей поворота 21 Вт |
Задние фонари | Два фонаря - ФП130-В1 и ФП130-Г1(7540А,75404-10), 354.3716,355.3716(7548А, 75481, 75483), трех секционные с лампами габаритных огней 5 Вт и лампами указателей поворота и сигнала торможения по 21 Вт |
Фонарь номерного знака | Один ФП131-Б, с двумя лампами по5Вт |
Плафон кабины | Один 11.3714 с лампой 5 Вт |
Выключатель аварийной сигнализации | Модель 32.3710 с лампой АМН24-3 |
Система защиты.
Электрооборудование самосвала защищено плавкими предохранителями, установленными в кабине. Перечень, назначение и техническая характеристика предохранителей приведена в приложении.
Обслуживание электрооборудования.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Самосвалы с завода-изготовителя, как правило, поставляются с сухозаряженными аккумуляторными батареями. Поэтому, перед вводом самосвала в эксплуатацию в аккумуляторные батареи залить электролит и зарядить.В зависимости от климатического района в аккумуляторные батареи заливается электролит определенной плотности (табл.1).
Таблица 1.
Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации.
Климатический район (среднемесячная темпера тура воздуха в |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к плюс 250С, г/см 3 |
|
январе, 0С) |
заливаемого |
в конце зарядки |
|
Очень холодный с темпера турой от -50 до -30 | зима |
1,28 |
1,30 |
лето |
1,24 |
1,26 |
|
Холодный от -30 до –15 | круглый год |
1,26 |
1,28 |
Умеренный от -15 до –8 | круглый год |
1,24 |
1,26 |
Жаркий сухой от -15 до +4 | круглый год |
1,22 |
1,24 |
Теплый влажный от 0 до+4 | круглый год |
1,20 |
1,22 |
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита на+0,01 г/см3. |
Примечание: Допускается отклонение плотности электролита на +0,01 г/см3.
Для заливки одной батареи типа 6СТ-132 требуется 8л электролита. Электролит приготавливается из серной аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды в посуде, стойкой против серной кислоты - керамической, пластмассовой, эбонитовой, свинцовой. В посуду сначала заливается вода, потом при непрерывном помешивании серная кислота. Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл.2.
Таблица 2.
Зависимость между плотностью электролита, приведенной к температуре плюс 250С,
и количеством серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 в 1л электролита.
Плотность электролита, г/см 3 | 1,20 |
1,22 |
1,24 |
1,26 |
1,28 |
1,40 |
Количество серной кислоты, л | 0,200 |
0,221 |
0,242 |
0,263 |
0,285 |
0,426 |
Количество дистиллированной воды, л | 0,859 |
0,839 |
0,819 |
0,800 |
0,781 |
0,650 |
Температура электролита, заливаемого в батарею, должна быть не менее +15оС и не более +25оС в районах с холодным и умеренным климатом и не более +30оС в районах с тропическим климатом.Перед заливкой электролита вывернуть из батареи пробки и снять с них пленку, закрывающую вентиляционное отверстие, и срезать выступ на торце пробки. Если вместо пленки и выступа применен герметизирующий диск под пробкой, удалить его. После заполнения батареи электролитом вентиляционные отверстия должны оставаться открытыми.Заливать электролит до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего конца тубуса горловины. При отсутствии тубуса заливать электролит до уровня на 10-15 мм выше предохранительного щитка.Спустя 20 мин, но не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проконтролировать его плотность. Если плотность электролита уменьшится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности залитого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батареи необходимо зарядить.
Температура электролита в батарее перед зарядкой должна быть не более 30оС в холодной и умеренной зонах и не более 35оС в жаркой сухой и теплой влажной зонах. Если температура электролита более указанной, его нужно охладить.Для зарядки положительный вывод батареи подсоединяется к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к - отрицательному. Зарядный ток - 13А.Заряжать батарею необходимо до тех пор, пока не наступит обильное выделение газа во всех аккумуляторах батареи, а плотность электролита и напряжение останутся постоянными в течение двух часов. Если температура электролита окажется более 45оС, то необходимо уменьшить зарядный ток наполовину или прервать зарядку на время, необходимое для уменьшения температуры до 30 - 35оС. Напряжение батарей контролировать вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.В конце зарядки, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки (табл.3), будет отличаться от нормы, то откорректировать плотность электролита. При этом доливается дистиллированная вода, если плотность электролита более нормы, и кислота плотности 1,4 г/см3, если она менее нормы.
Таблица 3.
Температурные поправки к плотности электролита.
Температура электролита при измерении плотности 0С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 | Температура электролита при измерении плотности 0С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 |
-55 ... -41 |
- 0,05 |
- 3 ... +19 |
- 0,01 |
-40 ... -26 |
- 0,04 |
+20 ... +30 |
0 |
-25 ... -11 |
- 0,03 |
+31 ... +45 |
+ 0,01 |
-10 ... - 4 |
- 0,02 |
+46 ... +60 |
+ 0,02 |
Примечание:
При температуре электролита более плюс 30оС поправка прибавляется к фактическому показанию ареометра, при температуре менее плюс 20оС - вычитается.
После корректирования плотности электролита продолжить зарядку батарей еще 30 мин до полного перемешивания электролита, а потом батареи отключить. Спустя 30 минут после отключения батарей замерить уровень электролита во всех аккумуляторах батареи.
Если уровень электролита будет меньше нормы, добавить в аккумулятор электролит плотностью, какая указана в табл.1. При уровне электролита более нормы избыток электролита отобрать резиновой грушей.
Техническое обслуживание электрооборудования.
Техническое обслуживание электрооборудования заключается в периодической (по регламенту) очистке элементов от грязи и пыли и проверке исправности генератора, стартера, аккумуляторных батарей, контрольно-измерительных приборов и крепления их на самосвале. Кроме того, при техническом обслуживании обязательно проверяется состояние электропроводки и штекерных соединений, крепление проводов к выводам аппаратов и соединительным панелям.При эксплуатации электрооборудования необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.Перед пуском двигателя проверить напряжение аккумуляторных батарей, оно должно быть 24В.Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20с. Если двигатель с первой попытки не запустился, то следующая попытка должна быть спустя 25-30 с.При мойке самосвала принять меры, исключающие прямое попадание воды на генератор и стартер. Удалять пыль и грязь с аккумуляторных батарей только салфеткой.При каждом ТО-1 проверить надежность крепления аккумуляторных батарей в ящике и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. При необходимости очистить батареи от пыли и грязи и прочистить вентиляционные отверстия.Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости долить дистиллированную воду до требуемого уровня.
Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее осуществляется при помощи стеклянной трубки диаметром 3-5 мм, на которой нанесены две метки на расстоянии 10 и 15 мм от торца (рис.3). Для проверки уровня электролита вывернуть пробку в батарее и вставить трубку в отверстие до упора в предохранительный щиток. Закрыть пальцем свободный конец трубки и поднять ее - электролит должен заполнить трубку до какого-то уровня между метками. Это и есть уровень электролита в батарее.
Рис.3.Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.
При каждом ТО-2, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя проверить степень заряженности батарей по плотности электролита, одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку по таблице 3.Степень разряженности аккумуляторной батареи определяется сравнением действительной плотности электролита с исходной плотностью для конкретного климатического района. При этом нужно руководствоваться таблицей 4.
Таблица 4.
Сравнительная плотность электролита в батарее,
приведенная к температуре плюс 250С, г/см3
Батарея заряжена полностью |
Батарея разряжена, % |
|
25 |
50 |
|
1,30 |
1,26 |
1,22 |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
1,26 |
1,22 |
1,18 |
1,24 |
1,20 |
1,16 |
1,22 |
1,18 |
1,14 |
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снять с самосвала и зарядить.При измерении плотности электролита температура его должна быть 20-25оС.Для проверки плотности электролита можно пользоваться наиболее распространенным денсиметром – ареометром (рис.4).
Рис.4.Проверка плотности электролита ареометром.
Регулировка света фар. Фары с европейским асимметричным светораспределением ближнего встречного транспорта.Прежде чем регулировать свет фар, необходимо проверить характеристики цилиндров подвески и давление воздуха в шинах и в случае необходимости довести проверяемые параметры до требуемых значений.Операцию выполнить в указанной ниже последовательности, используя специальные приборы или экран, размеченный согласно рис 5.
Рис. 5. Схема разметки экрана для регулировки света фар:
1 -
линия центра левой фары; 2 - ось самосвала; 3 - линия центра правой фары; 4 - центры световых пятен левой и правой фар; 5 - линия центров световых пятен; |
L1
- расстояние от оси самосвала
до центра левой фары; L2 - расстояние от оси самосвала до центра правой фары; H - высота от уровня пола до центра фар; h - величина смещения светового пятна на экране |
L1=1117 мм
L2= 926 мм
h = 300 мм
H = 1351 мм
Установить самосвал на горизонтальной площадке так, чтобы продольная ось его была перпендикулярна плоскости экрана и проходила через линию 2, а расстояние от экрана до рассеивателя фар было равно 10 м.Включить ближний свет. Одну фару закрыть светонепроницаемым материалом. Поворачивая винты горизонтальной и вертикальной регулировки, добиться, чтобы граница освещенного и неосвещенного участков совпадала с линией 5,а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линии 5 с линиями 1 и 3.Аналогично отрегулировать вторую фару.Регулировка противотуманных фар производится поворотом корпуса фары относительно болта крепления в продольной и поперечной вертикальных плоскостях.