Управление тормозной системой БЕЛАЗ 75483
УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ
УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ.
Кран управления рабочей тормозной системой (рис. 1) имеет две независимые секции. Обе секции связаны между собой механически и пневматически.Верхняя секция крана через ускорительный клапан управляет тормозными механизмами заднего контура, а нижняя через клапан ограничения давления - переднего.
Рис. 1. Кран управления рабочей тормозной системой:
a -
положение "расторможено"; b - положение "торможение"; 1 - педаль; 2 - ролик; 3 - ось ролика; 4 - ось педали; 5 - защитный чехол; 6 - регулировочный винт; 7, 14, 20, 25, 26 - уплотнительные кольца; 8 - тарелка; 9 - верхний поршень; 10 - корпус верхнего клапана; 11, 15, 17, 28, 33 - пружины; 12, 18 - опорные кольца; 13, 21 - упорные кольца; |
16 -
нижний клапан; 19 - клапан выпуска воздуха в атмосферу; 22 - корпус нижнего клапана; 23 - толкатель малого поршня; 24 - малый поршень; 27 - верхний клапан; 29 - уравновешивающий элемент; 30 - винт; 31 - фланец; 32 - толкатель; 34 - фиксатор; 35 - верхний корпус; 36 - большой поршень; 37 - нижний корпус; I, II, III, V - выводы; IV – канал. |
Подвижные соединения деталей крана уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения.
Выводы I и II крана соединены с ресиверами соответственно заднего и переднего контуров. Вывод III - соединен с клапаном ограничения давления, установленного в переднем контуре, а вывод V - с поршневой полостью ускорительного клапана, установленного в заднем контуре.Два боковых вывода, соединенные внутри крана с выводами III и V, используются для установки выключателей сигнала торможения. Остальные два боковых вывода не используются.При отпущенной педали верхний поршень 9 под действием пружины 28 занимает крайнее верхнее положение. Выпускное окно клапана открыто, и вывод V сообщен с атмосферой через каналы в толкателе 23 и клапан 19. Верхний клапан 27 под действием пружины 11 прижат к седлу верхнего корпуса, и вывод I разобщен с выводом V. Большой поршень 36 и малый поршень 24 под действием пружины 15 находятся в верхнем положении и выпускное окно нижнего клапана 16 открыто. Вывод III через каналы в толкателе 23 и клапан 19 сообщается с атмосферой. Нижний клапан пружиной 17 прижат к седлу нижнего корпуса 37, и вывод II разобщен с выводом III.
При нажатии на педаль ролик 2, закрепленный на педали, давит на толкатель 32, который через тарелку 8 нажимает на уравновешивающий элемент 29 и перемещает верхний поршень 9 вниз. Поршень закрывает выпускное окно клапана 27, а затем отжимает его от седла верхнего корпуса. Сжатый воздух из вывода I через открытый клапан 27 поступает к выводу V и в поршневую полость ускорительного клапана. Ускорительный клапан срабатывает и соединяет ресиверы с тормозными цилиндрами заднего контура. Давление воздуха в выводе V увеличивается до тех пор, пока поршень 9 под действием этого давления не переместится вверх, сжимая уравновешивающий элемент 29. При этом клапан 27 закрывается и поступление воздуха из вывода I в вывод V прекращается. В выводе V устанавливается давление, соответствующее усилию на педали.
При увеличении усилия на педали клапан 27 снова открывается, давление воздуха в выводе V увеличивается, и весь цикл работы верхней секции крана повторяется. Таким образом, обеспечивается следящее действие верхней секции крана, т. е. давление в выводе V и цилиндрах тормозных механизмов всегда пропорционально усилию на педали.Вывод V через канал IV в верхнем корпусе сообщается с надпоршневой полостью большого поршня 36.Поршень 36, имеющий большую поверхность, перемещается вниз даже при небольшом давлении в надпоршневой полости и перемещает малый поршень 24. Малый поршень сначала закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, а затем отжимает клапан 16 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II, через открытый клапан поступает к выводу III и далее к клапану ограничения давления и в цилиндры тормозных механизмов переднего контура.
Когда давление воздуха в выводе III, а значит и в поршневой полости большого поршня, станет равным давлению в выводе V, большой и малый поршни вместе переместятся вверх, клапан 16 закроется и прекратится поступление воздуха из вывода II. Таким образом, в выводах III и V давление воздуха станет практически одинаково и пропорционально усилию на педали.Нижняя секция крана управляется пневматически от верхней секции. При повреждении заднего контура давление в верхней секции отсутствует, и пневматическое управление нижней секцией становится невозможным. В этом случае перемещение малого поршня 24 вниз при нажатии на педаль и управление нижней секцией происходит через тарелку 8, уравновешивающий элемент 29, верхний поршень 9 с винтом 30 и толкатель 23. Следящее действие обеспечивается уравновешивающим элементом 29, как и при работе верхней секции.При снятии усилия с педали поршни и клапаны крана под действием пружин возвращаются в исходное положение. Выводы I и II закрываются, а выводы III и V сообщаются с атмосферой.Фиксатор 34 предназначен для фиксирования педали крана в нажатом положении. Пружина 33 служит для автоматического возвращения фиксатора в исходное положение.
Внимание! Перед выходом из кабины затормозить самосвал стояночной тормозной системой и снять фиксацию педали крана управления рабочей тормозной системой.
Кран управления стояночной тормозной системой (рис. 2) служит для управления тормозным механизмом стояночной тормозной системы.
Рис.
2. Кран управления стояночной
тормозной системой: a - положение "расторможено", b - положение "заторможено"; 1, 10 - упорные кольца; 2, 6, 12 - пружины; 3 - корпус; 4, 8, 23 - уплотнительные кольца; 5 - уравновешивающая пружина; 7 - тарелка; 9 - направляющая; 11 - штифт; 13 - крышка; 14 - рукоятка; 15 - направляющий колпак; 16 - шток; 17 - ось ролика; 18 - фиксатор; 19 - ролик; 20 - стопор; 21 - клапан; 22 - следящий поршень; I - вывод, сообщающийся со штоковой полостью цилиндра; II - атмосферный вывод; III, IV - полости; V - вывод, сообщающийся с ресивером. |
В положении рукоятки крана "расторможено" сжатый воздух из ресивера подводится к выводу V. Под действием пружины 6 шток 16 находится в нижнем положении, а клапан 21 пружиной 2 прижат к седлу штока. Воздух через отверстие в поршне 22 поступает в полость IV и через зазор между поршнем 22 и седлом в полость III и к выводу I, а из него в цилиндр тормозного механизма.При повороте рукоятки 14 направляющий колпак 15 поднимается вверх, увлекая за собой шток 16, седло отрывается от клапана 21, и клапан под действием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 22, закрывая проход воздуха от вывода V к выводу I.
Через отверстие в клапане 21, выводы I и II воздух выходит в атмосферу до тех пор, пока сила, действующая снизу на поршень 22 от давления воздуха в полости IV не превысит усилия уравновешивающей пружины 5 и силы от давления воздуха над поршнем 22 в полости III. Тогда, преодолевая усилие уравновешивающей пружины 5, поршень 22 вместе с клапаном поднимается вверх до соприкосновения клапана 21 с седлом в штоке 16 и перекрывает выход воздуха в атмосферу. Таким образом осуществляется следящее действие крана управления.В крайнем заднем положении рукоятки (в кабине) фиксатор 18 входит в специальный паз в стопоре и фиксирует рукоятку. При этом вывод I сообщается с атмосферой, так как поршень 22 упирается в тарелку 7 и клапан 21 не доходит до седла штока (положение "торможение").В стопоре 20 крана имеется профильная направляющая, обеспечивающая автоматическое возвращение рукоятки в положение "расторможено". Для этого необходимо потянуть за рукоятку вдоль ее оси до выхода фиксатора из паза стопора и отпустить.
Регулировка и проверка на герметичность крана управления рабочей тормозной системой. При свободном положении педали 1 (см. рис. 1) ролик 2 должен плотно прилегать к толкателю 32, не перемещая его при этом. При необходимости отрегулировать положение педали винтом 6.Для проверки крана на герметичность следует пользоваться мыльной эмульсией. Утечка воздуха по соединениям элементов крана не допускается.