Рулевой механизм БЕЛАЗ 75483
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ.Гидравлический рулевой механизм (гидроруль) состоит из трех элементов: распределительного блока, планетарного редуктора и гидромотора обратной связи.
1 - вал; 2 - гайка; 3,22,23 - подшипники; 4 - корпус; 5 - золотник; 6 - втулка; 7 - клапан; 8 - сателлит; 9 - коронная шестерня; 10 - ось шестерни гидромотора; 11 - конусный штифт; 12 - корпус гидромотора; 13 - центральная шестерня гидромотора; 14 - периферийная шестерня; 15,17 - игольчатые подшипники; |
16
- болт; 18 - наружная крышка; 19 - центрирующий штифт; 20 - эксцентриковый вал; 21 - внутренняя крышка; 24,28 - уплотнительные кольца; 25 - вал - муфта (кардан); 26 - пружина ноль - установителя; 27 - палец; 29 – защитная шайба; I - сливной канал; II - канал, сообщающийся с левой полостью гидроцилиндра; III - напорный канал; IV - канал, сообщающийся с правой полостью гидроцилиндра; |
Распределительный блок состоит из корпуса 4, золотника 5, вала 1, закрепленного на подшипнике 3. В центральном отверстии золотника 5 находится втулка 6. Втулка имеет возможность проворачиваться без осевого перемещения относительно золотника.В нижней (по рисунку) части втулки 6 имеются эвольвентные шлицы, в левой - два направляющих паза, в которые входит палец 27, соединяющий вал 1 со втулкой. Между валом и втулкой установлена пружина 26 нуль-установителя для центрирования золотника в нейтральном положении.Распределительный блок соединен с планетарным редуктором зубчатой муфтой (карданом) 25, зубчатые венцы которого на одном конце входят в зацепление со втулкой 6, а на другом - с сателлитом 8.
Планетарный редуктор с передаточным отношением i=12,857 состоит из коронной шестерни 9 и сателлита 8 (с подшипником 23), закрепленного на эксцентриковом валу 20 гидромотора.
Гидромотор обратной связи состоит из корпуса 12, центральной шестерни 13, трех периферийных шестерен 14, установленных на валах 10.Центральная шестерня 13 конусным штифтом 11 связана с эксцентриковым валом 20 гидромотора.Во внутренней 21 и наружной 18 крышках гидромотора размещены подшипники 22 и игольчатые подшипники 15 и 17. Штифты 19 обеспечивают сборку и центрирование гидромотора.Все три элемента - распределительный блок, планетарный редуктор и гидромотор - стягиваются шестью болтами 16. Механизм крепится к кронштейну четырьмя болтами.Гидроруль подключается к гидросистеме рулевого управления четырьмя каналами, которые соединены с полостями I,II,III,IV..
Гидравлический рулевой механизм работает следующим образом.
В нейтральном положении золотника рабочая жидкость, подаваемая насосом питания в подвод, связанный с каналом III механизма, поступает по каналам распределительного блока на слив в бак. Все остальные каналы заперты.При повороте рулевого колеса (вала 1) в одну из сторон золотник 5 под воздействием пальца 27 на направляющие пазы втулки 6 смещается в осевом направлении, плавно перекрывая (дросселируя) своими кромками канал распределительного блока, соединяющий каналы III и I. При этом повышается рабочее давление в системе и открываются соответствующие каналы, соединяющие напорную гидролинию через гидромотор обратной связи с каналом II или IV, а, соответственно, другой канал - IV или II - соединяется с каналом I. При этом эксцентриковый вал 20 гидромотора потоком жидкости, поступающей в гидромотор и далее в исполнительный гидроцилиндр, приводится во вращение и через планетарный редуктор зубчатой муфтой 25 поворачивает втулку 6 в сторону вращения вала 1, стремясь сместить ее, а, следовательно, и золотник, по направляющим пазам втулки.При прекращении вращения рулевого колеса (вала 1) и удерживании его в неподвижном состоянии происходит осевое смещение золотника в сторону исходного положения до тех пор, пока давление в гидросистеме не уменьшится до величины, обусловленной внешней нагрузкой, после чего поворот управляемых колес прекратится. При отпускании рулевого колеса золотник под действием пружины нуль-установителя сместится в нейтральное положение, насос полностью разгрузится на слив, а все остальные каналы гидроруля будут заперты.