Коробка передач БЕЛАЗ 75483

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ.

Коробка передач (рис.1) - четырехвальная с управляемыми многодисковыми фрикционными муфтами. В коробке передач пять ступеней переднего хода и две заднего. Переключение ступеней осуществляется блокировкой шестерен с валами многодисковыми фрикционными муфтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Коробка передач:

1 - картер гидромеханической передачи;

2, 63, 68 - брызговики шестерен;

3 - блок-шестерня привода насосов;

4 - шарикоподшипник блок-шестерни;

5 - шарикоподшипник ведомого вала;

6 - крышка датчика;

7 - датчик частоты вращения ведомого вала (трубка Пито);

8 - роликовый сферический подшипник;

9 - гидрораспределитель диапазонного вала;

10, 23 - крышки гидрораспределителей;

11 - ведущая шестерня понижающего диапазона;

12 - фрикционная муфта понижающего диапазона;

13 - кожух трубки Пито;

14 - ведомая шестерня первой ступени;

15 - гидрораспределитель ведущего вала;

16 - рычаг датчика;

17 - датчик частоты вращения ведущего вала (трубка Пито);

18, 70 - упорные пластины подшипников;

19 - стопорное кольцо;

20, 21 - упорные кольца;

22 - гидрораспределитель реверсивного вала;

24 - уплотнительное кольцо;

25, 65, 67 - упорные втулки;

26 -фрикционная муфта первой ступени;

27 - фрикционная муфта заднего хода;

28, 30, 66 - втулки подвода смазки;

29 - ведущая шестерня первой ступени;

32, 49, 61 - распорные кольца (втулки);

31 - ведущая шестерня заднего хода;

33 - фрикционная муфта третьей ступени;

34 - шарикоподшипник;

35 - ведущая шестерня третьей ступени;

36 - стаканы подшипников;

37 - роликовые радиальные подшипники валов;

38 - ведомая шестерня реверсивного вала;

39 - шайба;

40 - реверсивный вал;

41 - ведущая шестерня второй ступени;

42 - фрикционная муфта второй ступени;

43 - крыльчатка тормоза-замедлителя;

44 - ведущая шестерня реверсивного вала;

45 - ступица тормоза-замедлителя;

46 - ведущий вал;

47 - крышка тормоза-замедлителя;

48 - корпус тормоза-замедлителя;

50 - крышка шестерен реверсивного вала;

51 - диапазонный вал;

52 - ведущая шестерня повышающего диапазона;

53 - ведомая шестерня второй ступени;

54 - фрикционная муфта повышающего диапазона;

55 - ведущая шестерня привода датчика спидометра;

56 - ведомый вал;

57 - фланец ведомого вала;

58 - ведомая шестерня привода датчика спидометра;

59 - фильтр;

60 - ведомая шестерня третьей ступени;

62 - ведомая шестерня повышающего диапазона;

64 - картер коробки передач;

69 - ведомая шестерня понижающего диапазона.

Шестерни коробки передач прямозубые, постоянного зацепления, в зависимости от функции и расположения соединены с валами неподвижно или установлены на подшипниках.Ведущий вал коробки передач 46 жестко связан с турбинным колесом гидротрансформатора. Крутящий момент от гидротрансформатора передается на ведущий вал коробки передач, на котором установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни первой и второй ступеней, ведущая шестерня привода реверсивного вала и крыльчатка гидродинамического тормоза-замедлителя.В осевом отверстии ведущего вала установлен гидрораспределитель 15, образующий четыре разобщенных канала для подвода рабочей жидкости к фрикционным муфтам ступеней, к муфте блокировки гидротрансформатора, а также для смазки подшипников шестерен и дисков фрикционных муфт.

На диапазонном валу 51 установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни понижающего и повышающего диапазонов. На барабанах фрикционных муфт понижающего и повышающего диапазонов закреплены ведомые шестерни первой и второй ступеней соответственно. В крышке диапазонного вала закреплен гидрораспределитель 9, который вместе с гидрораспределителем, установленном в валу, образует три разобщенных канала для подвода рабочей жидкости к фрикционным муфтам и для смазки подшипников шестерен и дисков муфт.На реверсивном валу 40 установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни третьей ступени и заднего хода, ведомая шестерня привода реверсивного вала. В крышке реверсивного вала закреплен гидрораспределитель такой же конструкции, как и гидрораспределитель диапазонного вала.

На валах установлены втулки подвода смазки 28, 30, 66, отверстия в которых совмещены с пазами на шлицах валов.На ведомом валу 56 установлены ведомые шестерни понижающего и повышающего диапазонов, ведомая шестерня третьей ступени, блок-шестерня привода насосов, ведущая шестерня привода датчика спидометра и фланец для крепления карданного вала.Каждый вал установлен на двух подшипниках. Опорой передних подшипников является картер гидромеханической передачи, задних - картер коробки передач.На ведущем и ведомом валах установлены гидравлические датчики частоты вращения этих валов, являющиеся источниками сигналов для исполнительных механизмов передачи.

Датчик частоты вращения ведущего вала 17 в зависимости от частоты вращения этого вала подает сигнал на блокировку или разблокировку гидротрансформатора.Датчик частоты вращения ведомого вала 7 является элементом в системе блокировки ступеней заднего хода. При включенной ступени переднего хода на движущемся самосвале исключается возможность включения ступени заднего хода.При буксировании неисправного самосвала гидравлический датчик 7 является источником давления для смазки фрикционных муфт.При включении ступеней переднего хода, кроме третьей, крутящий момент передается сначала на диапазонный вал и далее на ведомый вал. При включении ступеней заднего хода крутящий момент на диапазонный вал передается с реверсивного вала. На третьей ступени крутящий момент с реверсивного вала передается непосредственно на ведомый вал.

Переключение ступеней осуществляется включением фрикционных муфт (муфты), которые блокируют соответствующие шестерни с валами.На каждой ступени, кроме третьей, включаются две фрикционные муфты (одна на ведущем или реверсивном валу и одна - на диапазонном). Диски остальных муфт в это время разомкнуты.Все фрикционные муфты конструктивно одинаковы и отличаются только наличием в барабанах фланцев для крепления кожуха гидравлического датчика частоты вращения ведущего вала (муфта первой ступени) и шестерен (муфты диапазонного вала).

Фрикционная муфта (рис.2) состоит из барабана 3, венца 8, поршня 4, ведущих 11 и ведомых 10 дисков, упорного диска 13, отжимных пружин 1, опоры пружин 14 и опорных и уплотнительных колец.

Рис.2. Фрикционная муфта:

1 - пружина;

2, 5, 6 - уплотнительные кольца;

3 - барабан;

4 - поршень;

7, 12, 15 - опорные кольца;

8 - венец барабана;

9 - стопорное кольцо;

10 - ведомый диск;

11 - ведущий диск;

13 - упорный диск;

14 - опора пружин;

Барабан и поршень образуют гидравлический исполнительный цилиндр, посредством которого осуществляется сжатие пакета дисков для включения фрикционной муфты.

При включения ступени рабочая жидкость подается сначала в "малый", а потом в "большой" цилиндры фрикционной муфты. Под давлением рабочей жидкости поршень перемещается, зазоры между ведущими и ведомыми дисками уменьшаются, и когда они будут полностью выбраны, перемещение поршня прекращается, давление жидкости в цилиндре увеличивается до расчетного, диски сжимаются и блокируют шестерню с валом: происходит включение ступени коробки передач.

В поршне (рис.3) установлен клапан плавности, состоящий из гильзы 2, золотника 1, крышки 7 и пружины 8.

Рис.3. Поршень фрикционной муфты:

1 - золотник клапана;

2 - гильза;

3 - поршень;

4, 6 - штифты;

5 - уплотнительное кольцо;

7 - крышка клапана;

8 - пружина клапана;

9 - опорное кольцо;

10 - пружина нажимного диска;

11 - нажимной диск.

Клапан предназначен для регулирования давления рабочей жидкости в "большом" цилиндре фрикционной муфты при включении ступени.На цилиндрической поверхности поршня установлен нажимной диск 11. Между диском и поршнем помещены пружины 10, которые после выключения ступени разводят диск и поршень, обеспечивая слив рабочей жидкости из "большого" цилиндра.

Купить Коробка передач БЕЛАЗ 75483: +7 (4852) 55 30 64

Цена Коробка передач БЕЛАЗ 75483: по запросу