Коробка передач БЕЛАЗ 75483
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ.
Коробка передач (рис.1) - четырехвальная с управляемыми многодисковыми фрикционными муфтами. В коробке передач пять ступеней переднего хода и две заднего. Переключение ступеней осуществляется блокировкой шестерен с валами многодисковыми фрикционными муфтами.
Рис.1. Коробка передач: 1 - картер гидромеханической передачи; 2, 63, 68 - брызговики шестерен; 3 - блок-шестерня привода насосов; 4 - шарикоподшипник блок-шестерни; 5 - шарикоподшипник ведомого вала; 6 - крышка датчика; 7 - датчик частоты вращения ведомого вала (трубка Пито); 8 - роликовый сферический подшипник; 9 - гидрораспределитель диапазонного вала; 10, 23 - крышки гидрораспределителей; 11 - ведущая шестерня понижающего диапазона; 12 - фрикционная муфта понижающего диапазона; 13 - кожух трубки Пито; 14 - ведомая шестерня первой ступени; 15 - гидрораспределитель ведущего вала; 16 - рычаг датчика; 17 - датчик частоты вращения ведущего вала (трубка Пито); 18, 70 - упорные пластины подшипников; 19 - стопорное кольцо; 20, 21 - упорные кольца; 22 - гидрораспределитель реверсивного вала; 24 - уплотнительное кольцо; 25, 65, 67 - упорные втулки; 26 -фрикционная муфта первой ступени; 27 - фрикционная муфта заднего хода; 28, 30, 66 - втулки подвода смазки; 29 - ведущая шестерня первой ступени; 32, 49, 61 - распорные кольца (втулки); 31 - ведущая шестерня заднего хода; |
33
- фрикционная муфта третьей
ступени; 34 - шарикоподшипник; 35 - ведущая шестерня третьей ступени; 36 - стаканы подшипников; 37 - роликовые радиальные подшипники валов; 38 - ведомая шестерня реверсивного вала; 39 - шайба; 40 - реверсивный вал; 41 - ведущая шестерня второй ступени; 42 - фрикционная муфта второй ступени; 43 - крыльчатка тормоза-замедлителя; 44 - ведущая шестерня реверсивного вала; 45 - ступица тормоза-замедлителя; 46 - ведущий вал; 47 - крышка тормоза-замедлителя; 48 - корпус тормоза-замедлителя; 50 - крышка шестерен реверсивного вала; 51 - диапазонный вал; 52 - ведущая шестерня повышающего диапазона; 53 - ведомая шестерня второй ступени; 54 - фрикционная муфта повышающего диапазона; 55 - ведущая шестерня привода датчика спидометра; 56 - ведомый вал; 57 - фланец ведомого вала; 58 - ведомая шестерня привода датчика спидометра; 59 - фильтр; 60 - ведомая шестерня третьей ступени; 62 - ведомая шестерня повышающего диапазона; 64 - картер коробки передач; 69 - ведомая шестерня понижающего диапазона. |
Шестерни коробки передач прямозубые, постоянного зацепления, в зависимости от функции и расположения соединены с валами неподвижно или установлены на подшипниках.Ведущий вал коробки передач 46 жестко связан с турбинным колесом гидротрансформатора. Крутящий момент от гидротрансформатора передается на ведущий вал коробки передач, на котором установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни первой и второй ступеней, ведущая шестерня привода реверсивного вала и крыльчатка гидродинамического тормоза-замедлителя.В осевом отверстии ведущего вала установлен гидрораспределитель 15, образующий четыре разобщенных канала для подвода рабочей жидкости к фрикционным муфтам ступеней, к муфте блокировки гидротрансформатора, а также для смазки подшипников шестерен и дисков фрикционных муфт.
На диапазонном валу 51 установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни понижающего и повышающего диапазонов. На барабанах фрикционных муфт понижающего и повышающего диапазонов закреплены ведомые шестерни первой и второй ступеней соответственно. В крышке диапазонного вала закреплен гидрораспределитель 9, который вместе с гидрораспределителем, установленном в валу, образует три разобщенных канала для подвода рабочей жидкости к фрикционным муфтам и для смазки подшипников шестерен и дисков муфт.На реверсивном валу 40 установлены фрикционные муфты и ведущие шестерни третьей ступени и заднего хода, ведомая шестерня привода реверсивного вала. В крышке реверсивного вала закреплен гидрораспределитель такой же конструкции, как и гидрораспределитель диапазонного вала.
На валах установлены втулки подвода смазки 28, 30, 66, отверстия в которых совмещены с пазами на шлицах валов.На ведомом валу 56 установлены ведомые шестерни понижающего и повышающего диапазонов, ведомая шестерня третьей ступени, блок-шестерня привода насосов, ведущая шестерня привода датчика спидометра и фланец для крепления карданного вала.Каждый вал установлен на двух подшипниках. Опорой передних подшипников является картер гидромеханической передачи, задних - картер коробки передач.На ведущем и ведомом валах установлены гидравлические датчики частоты вращения этих валов, являющиеся источниками сигналов для исполнительных механизмов передачи.
Датчик частоты вращения ведущего вала 17 в зависимости от частоты вращения этого вала подает сигнал на блокировку или разблокировку гидротрансформатора.Датчик частоты вращения ведомого вала 7 является элементом в системе блокировки ступеней заднего хода. При включенной ступени переднего хода на движущемся самосвале исключается возможность включения ступени заднего хода.При буксировании неисправного самосвала гидравлический датчик 7 является источником давления для смазки фрикционных муфт.При включении ступеней переднего хода, кроме третьей, крутящий момент передается сначала на диапазонный вал и далее на ведомый вал. При включении ступеней заднего хода крутящий момент на диапазонный вал передается с реверсивного вала. На третьей ступени крутящий момент с реверсивного вала передается непосредственно на ведомый вал.
Переключение ступеней осуществляется включением фрикционных муфт (муфты), которые блокируют соответствующие шестерни с валами.На каждой ступени, кроме третьей, включаются две фрикционные муфты (одна на ведущем или реверсивном валу и одна - на диапазонном). Диски остальных муфт в это время разомкнуты.Все фрикционные муфты конструктивно одинаковы и отличаются только наличием в барабанах фланцев для крепления кожуха гидравлического датчика частоты вращения ведущего вала (муфта первой ступени) и шестерен (муфты диапазонного вала).
Фрикционная муфта (рис.2) состоит из барабана 3, венца 8, поршня 4, ведущих 11 и ведомых 10 дисков, упорного диска 13, отжимных пружин 1, опоры пружин 14 и опорных и уплотнительных колец.
Рис.2.
Фрикционная муфта: 1 - пружина; 2, 5, 6 - уплотнительные кольца; 3 - барабан; 4 - поршень; 7, 12, 15 - опорные кольца; 8 - венец барабана; 9 - стопорное кольцо; 10 - ведомый диск; 11 - ведущий диск; 13 - упорный диск; 14 - опора пружин; |
Барабан и поршень образуют гидравлический исполнительный цилиндр, посредством которого осуществляется сжатие пакета дисков для включения фрикционной муфты.
При включения ступени рабочая жидкость подается сначала в "малый", а потом в "большой" цилиндры фрикционной муфты. Под давлением рабочей жидкости поршень перемещается, зазоры между ведущими и ведомыми дисками уменьшаются, и когда они будут полностью выбраны, перемещение поршня прекращается, давление жидкости в цилиндре увеличивается до расчетного, диски сжимаются и блокируют шестерню с валом: происходит включение ступени коробки передач.
В поршне (рис.3) установлен клапан плавности, состоящий из гильзы 2, золотника 1, крышки 7 и пружины 8.
Рис.3.
Поршень фрикционной муфты: 1 - золотник клапана; 2 - гильза; 3 - поршень; 4, 6 - штифты; 5 - уплотнительное кольцо; 7 - крышка клапана; 8 - пружина клапана; 9 - опорное кольцо; 10 - пружина нажимного диска; 11 - нажимной диск. |
Клапан предназначен для регулирования давления рабочей жидкости в "большом" цилиндре фрикционной муфты при включении ступени.На цилиндрической поверхности поршня установлен нажимной диск 11. Между диском и поршнем помещены пружины 10, которые после выключения ступени разводят диск и поршень, обеспечивая слив рабочей жидкости из "большого" цилиндра.