Механизм управления переключением скоростей БЕЛАЗ 75483
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СКОРОСТЕЙ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СКОРОСТЕЙ.
Механизм управления (рис.1) предназначен для управления переключением ступеней. Он состоит из пяти золотниковых гидрораспределителей с электрогидравлическим управлением от вспомогательных гидрораспределителей (электрогидравлических клапанов).
Рис.1. Механизм управления:
1 (YA5) -
электромагнит I и IV ступеней; 2 (YA4) - электромагнит II и V ступеней; 3 (YA7) - электромагнит I и II ступеней заднего хода; 4 (YA3) - электромагнит III ступени; 5 (YA6) - электромагнит фрикционных муфт диапазонного вала; 6 - толкатель; 7 - золотник управления (пилот); 8 - гильза золотника (пилота); 9, 13 - пружины; 10, 14 - гильзы; |
11 - золотник фрикционных
муфт диапазонного вала; 12 - заглушка; 15 - золотник управления фрикционной муфтой; 16 - крышка; 17 - корпус; 18 - механизм разблокировки гидротрансформатора I, X - полости управления; II, VI - полости, сообщающиеся со сливным каналом; III, V, VIII - полости, сообщающиеся с цилиндрами фрикционных муфт; IV, VII - полости, сообщающиеся с нагнетательным каналом главной гидролинии; IX - полость гидроблокировки. |
Включение электромагнитов электрогидравлических клапанов осуществляется электромеханическим устройством - пультом управления (переключателем ступеней), установленным в кабине водителя.При установке рычага пульта управления в положение включения какой-либо ступени на соответствующие электромагниты механизма управления подается электрический ток, толкатели электромагнитов перемещают золотники вспомогательных гидрораспределителей влево (по рисунку) и масло поступает в торцевые полости соответствующих золотников механизма управления. Золотники перемещаются и сообщают цилиндры соответствующих муфт с главной масляной гидролинией.Масло из нагнетательного канала главной масляной гидролинии постоянно поступает в полости IV и VII золотниковых пар механизма управления.
В положении золотников управления "выключено" (показано на рисунке) цилиндры фрикционных муфт, кроме муфты повышающего диапазона, через каналы в деталях коробки передач, полости VI и Х механизма управления и отверстия в гильзах сообщены со сливным каналом. Муфта повышающего диапазона замыкается в положении "выключено" пилота 7 и золотника 11 сразу после пуска двигателя.На всех ступенях, кроме третьей, крутящий момент передается двумя фрикционными муфтами.
В таблице приведен порядок подачи тока на электромагниты при включении ступеней коробки передач.
Электромагниты и фрикционные муфты, замыкаемые на каждой ступени.
Включаемая ступень |
Включаемый электромагнит |
Замыкаемая фрикционная муфта |
N |
FD2 |
|
1 |
YA5 ,YA6 |
F1 ,FD1 |
2 |
YA4 ,YA6 |
F2 ,FD1 |
3 |
YA3 |
F3 ,(FD2) |
4 |
YA5 |
F1 ,FD2 |
5 |
YA4 |
F2 ,FD2 |
1R |
YA7 ,YA6 |
FR ,FD1 |
2R |
YA7 |
FR ,FD2 |
Примечание. Обозначение электромагнитов указано в соответствии с электрической схемой, фрикционных муфт - в соответствии со схемой гидравлической системы (см. 75483-2.0.). При включении третьей ступени замыкаемая фрикционная муфта FD2 крутящий момент не передает.
Для исключения одновременного включения двух ступеней из-за неисправности привода в механизме управления предусмотрена гидравлическая блокировка золотников. Полости золотников механизма управления связаны между собой таким образом, что если во включенном положении находятся два золотника, то замкнута будет только одна фрикционная муфта, а исполнительный цилиндр второй муфты соединен со сливным каналом. Золотник включения муфт диапазонного вала запитан отдельным каналом.
Механизм разблокировки (рис.2) предназначен для автоматической разблокировки гидротрансформатора при переключении ступеней коробки передач.
1 - технологическая заглушка; 2 - корпус механизма; 3 - гильза клапана; 4,7 - золотники; 5 - крышка гильзы; 6 - прижимная крышка; 8 - пружина; |
I - полость, сообщающаяся с датчиком частоты вращения ведущего вала; II - полость, сообщающаяся с полостью первой ступени в механизме управления; III - полость, сообщающаяся с полостью второй ступени в механизме управления; IV, VI - полости, сообщающиеся со сливным каналом; V - сливной канал. |
Рис.2. Механизм разблокировки гидротрансформатора.
Полости II и III механизма сообщаются с полостями управления золотников соответственно первой и второй ступеней в механизме управления гидромеханической передачи.Пояски золотников 4 в левом и правом (по рисунку) положениях перекрывают отверстия гильз, которые через канал I соединены с гидравлическим датчиком частоты вращения ведущего вала. В промежуточном положении золотников (при перемещении из одного крайнего положения в другое) отверстия гильз, а значит, и гидравлический датчик сообщаются со сливной гидролинией V, давление в гидравлическом датчике уменьшается, и золотник клапана блокировки гидротрансформатора под усилием пружины возвращается в положение разблокировки гидротрансформатора.
При включении первой ступени коробки передач золотник 4 под давлением масла в полости II перемещается в левое крайнее положение и в этом положении находится постоянно, пока включена первая ступень.При включении второй ступени золотник 7 под давлением масла в полости III перемещается влево (по рисунку). Одновременно при включении второй ступени полость II соединяется со сливной гидролинией и золотник 4 под усилием пружины возвращается в исходное положение.При включении третьей ступени полость III сообщается со сливным каналом, золотник 7 под усилием пружины перемещается вправо (по рисунку), гидравлический датчик на время движения золотника вправо сообщается со сливной гидролинией, гидротрансформатор разблокируется (если был заблокирован).
При включении четвертой ступени полость II сообщается с полостью управления золотника первой ступени механизма управления, золотник 4 под давлением масла перемещается влево, как и при включении первой ступени.При включении пятой ступени механизм разблокировки работает, как при включении второй ступени.Блокировка и разблокировка гидротрансформатора контролируется по сигнальной лампе, установленной на панели приборов.Режим движения с блокированным гидротрансформатором является предпочтительным, так как достигается максимальная скорость движения для данных условий, уменьшается расход топлива и снижается теплонапряженность гидромеханической передачи.
Пульт управления ЕИРВ 468313.007 (рис.3) - выполнен в едином корпусе. Он состоит из корпуса 11, крышки 13, рычага поиска положений 15 с ручкой 1, указателей положений рычага с защитными стеклами 14, соединительной платы 7 и самого механизма перемещения и фиксации рычага в положении, соответствующем включаемой ступени, для подачи электрического сигнала на электромагниты механизма управления.
Рис.3. Пульт управления ЕИРВ 468313.007:
1 - ручка рычага поиска
положений; 2 - фиксатор нейтрального положения рычага; 3 - направляющая рычага; 4 - штыревая колодка; 5 - гнездовая колодка; 6 - соединительная панель; 7 - соединительная плата; 8 - опора; 9 - фиксатор; 10 - пластинчатая пружина; |
11 - корпус; 12 - держатель лампы подсветки указателей положений рычага; 13 - крышка; 14 - защитные стекла указателей положений рычага; 15 - рычаг поиска положений; 16 - фиксатор положения рычага; I, II, III, IV, V - положение рычага ступеней переднего хода; N - нейтральное положение; 1R, 2R - положение рычага ступеней заднего хода; VI - незадействованное положение рычага; |
Пульт управления имеет девять последовательных фиксированных положений. В это количество входит пять положений переднего хода, нейтральное положение и два положения заднего хода. Одно положение переднего хода не используется. Номер включенной ступени в цифровом изображении выдается на табло, расположенное на панели приборов.
В пульте переключения ступеней имеется дополнительный фиксатор 2 при переходе из нейтрального положения в положение первой ступени и ступени заднего хода.
На держателе 12 установлена лампа подсветки положений рычага, которая перемещается вместе с рычагом. Начало движения осуществляется переводом рычага из нейтрального положения в положение первой ступени или заднего хода. Выключение первой ступени осуществляется переводом рычага пульта управления в нейтральное положение.