Электрооборудование шасси БЕЛАЗ 7540А
Электрооборудование шасси
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ШАССИ.
Электрооборудование самосвала - постоянного тока с номинальным напряжением 24В, выполнено по однопроводной схеме. С "массой" соединены отрицательные полюсы источников и отрицательные выводы потребителей тока.Подкапотная лампа и розетка переносной лампы подключены по двухпроводной схеме.Контакты датчиков, контакторов, реле и переключателей изображены на схеме в положении "выключено".
Электрооборудование самосвалов включает следующие основные системы: энергоснабжения, пуска двигателя, контрольно-измерительных приборов, наружного и внутреннего освещения, световой и звуковой сигнализации, отопления и вентиляции, защиты.
Принципиальные схемы электрооборудования и монтажа электрооборудования проводов на шасси самосвала показаны на рис.1 и рис.2.Условные обозначения элементов электрооборудования, их назначение и тип приведены в приложении.Электромуфты системы автоматического регулирования теплового режима двигателя и гидромеханической передачи устанавливаются на самосвале и его модификациях в исполнении для холодного климата.
Рис.1. Схема электрооборудования.
Рис.2. Схема монтажа электрооборудования проводов на шасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ | |||
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, |
|||
ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИП |
|||
Условное обозначение по схеме |
Наименование элемента и его обозначение |
Кол-во |
Тип |
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ |
|||
GB1-GB4 |
Питание электроэнергией потребителей при неработающем двигателе | 4 |
6СТ-132 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА |
|||
G |
Питание электроэнергией потребителей при работающем двигателе | 1 |
631.3701 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ |
|||
М1 |
Электродвигатель предпускового подогревателя | 1 |
МБП-3Н |
М2 |
Стартер | 1 |
25.3708 |
М3 |
Электродвигатель насоса аварийного привода рулевого управления | 1 |
ГТ-3М |
М4 |
Электродвигатель вентилятора кабины | 1 |
МЭ237 |
М5,М6 |
Электродвигатель отопителя кабины | 2 |
МЭ237 |
М7 |
Электродвигатель стеклоомывателя | 1 |
111.5608 |
М8 |
Электродвигатель стеклоочистителя | 1 |
6002.3730-А |
М10 |
Электродвигатель маслозакачивающего насоса | 1 |
МН-1 |
КОНТАКТОРЫ |
|||
КМ1 |
Контактор включения насоса аварийного привода рулевого управления | 1 |
КТ127 |
КМ2 |
Контактор маслозакачивающего насоса двигателя | 1 |
КТ127 |
РЕЛЕ |
|||
К2 |
Реле для отключения обмотки возбуждения генератора при включенном электрофакельном устройстве | 1 |
901.3747 |
К4 |
Реле шунтирования добавочного сопротивления электрофакельного устройства | 1 |
901.3747 |
К5 |
Реле включения электрофакельного устройства | 1 |
901.3747 |
К6 |
Промежуточное реле стартера | 1 |
901.3747 |
К7 |
Реле блокировки массы при работающем генераторе и включения счетчика моточасов | 1 |
9016.3747 |
К8 |
Реле блокировки стартера | 1 |
26.3747 |
К10 |
Реле включения аварийного привода рулевого управления | 1 |
901.3747 |
К11,К12,К13,К19,К20 |
Промежуточные реле в цепях электромагнитов переключения передач | 5 |
901.3747 |
К14 |
Реле коммутации включения I и IV передач | 1 |
901.3747 |
К15 |
Реле коммутации включения II и V передач | 1 |
901.3747 |
К16 |
Реле коммутации включения R1иR2 передач заднего хода | 1 |
901.3747 |
К17 |
Промежуточное реле в цепи автоматического отключения подъема платформы при движении самосвала | 1 |
901.3747 |
К18 |
Реле включения фар заднего хода | 1 |
901.3747 |
К21 |
Реле включения сигнала заднего хода | 1 |
901.3747 |
К22 |
Реле в цепях системы автоматического регулирования температурного режима двигателя и гидромеханической передачи | 1 |
901.3747 |
К23 |
Реле-прерыватель стеклоочистителя | 1 |
901.3747 |
К24 |
Реле включения сигналов торможения | 1 |
901.3747 |
К25,К31 |
Блоки управления температурным режимом двигателя и ГМП | 2 |
УТД12.3761 |
К26 |
Реле-прерыватель сигналов заднего хода | 1 |
РС493 |
К27 |
Реле-прерыватель в цепи сигнальной лампы стояночного тормоза | 1 |
РС493 |
К28 |
Реле поворотов | 1 |
РС951-А |
К29 |
Реле подключения звукового сигнала | 1 |
901.3747 |
К30 |
Реле включения сигнальной лампы стояночного тормоза | 1 |
901.3747 |
КV |
Реле-регулятор | 1 |
21.3702 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ |
|||
S1 |
Пульт управления предпусковым подогревателем | 1 |
поступает с подогревателем |
S2 |
Выключатель "массы" | 1 |
142.3737 |
S3 |
Замок-выключатель | 1 |
ВК856 |
S4 |
Пульт переключения передач | 1 |
21.3709 |
S5 |
Переключатель отопителя | 1 |
П147-04.11 |
S6 |
Переключатель вентилятора | 1 |
П147-03.12 |
S7 |
Переключатель опрокидывающего механизма | 1 |
П602 |
S8 |
Переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя | 1 |
40.3709 |
S9 |
Переключатель света | 1 |
58.3710-01 |
S10 |
Переключатель поворота | 1 |
66.3709 |
S11 |
Выключатель аварийной сигнализации | 1 |
32.3710 |
SB1 |
Выключатель электрофакельного устройства | 1 |
3812.3710-10 |
SB2 |
Дистанционный выключатель "массы" | 1 |
3812.3710-10 |
SB3 |
Выключатель аварийного привода рулевого управления | 1 |
3812.3710-10 |
SB4 |
Выключатель системы переключения передач | 1 |
3812.3710-10 |
SB5 |
Выключатель тормоза-замедлителя | 1 |
ВК322 |
SB6 |
Выключатель электромуфты системы автоматического управления температурным режимом ГМП | 1 |
3812.3710-02 |
SB7 |
Выключатель электромуфты системы автоматического управления температурным режимом двигателя | 1 |
3812.3710-02 |
SB8 |
Выключатель остановки двигателя | 1 |
3812.3710-02 |
SB9 |
Выключатель автоматического управления температурным режимом двигателя | 1 |
3812.3710-10 |
SB10 |
Выключатель автоматического управления температурным режимом ГМП | 1 |
3812.3710-10 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ |
|||
YA1 |
Клапан электромагнитный предпускового подогревателя | 1 |
поступает с подогревателем |
YA2 |
Клапан электромагнитный электрофакельного устройства | 1 |
11.3741 |
YA3 |
Электромагнит включения III передачи | 1 |
15.3747 |
YA4 |
Электромагнит включения II передачи | 1 |
15.3747 |
YA5 |
Электромагнит включения I передачи | 1 |
15.3747 |
YA6 |
Электромагнит включения фрикциона диапазонного вала | 1 |
15.3747 |
YA7 |
Электромагнит включения фрикциона заднего хода | 1 |
15.3747 |
YA8 |
Электромагнит включения тормоза-замедлителя | 1 |
15.3747 |
YA9 |
Электромуфта системы автоматического регулирования температурного режима ГМП | 1 |
|
YA10 |
Электромуфта системы автоматического регулирования температурного режима двигателя | 1 |
|
YA11,YA12 |
Электромагнитные клапаны автоматического управления температурным режимом двигателя | 2 |
5320-3721500 |
YA13,YA14 |
Электромагниты опускания и подъема платформы | 2 |
15.3747 |
YA16 |
Электромагнитный клапан остановки двигателя | 1 |
|
YA17,YA18 |
Электромагнитные клапаны автоматического управления температурным режимом ГМП | 2 |
5320-3721500 |
ДАТЧИКИ |
|||
В |
Датчик уровня топлива | 1 |
БМ144-Д |
ВК1 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя | 1 |
ТМ100-В |
ВК2 |
Датчик температуры масла ГМП | 1 |
ТМ100-В |
ВК3 |
Датчик в системе автоматического регулирования температурного режима двигателя | 1 |
ТМ100-В |
ВК4 |
Датчик в системе автоматического регулирования температурного режима ГМП | 1 |
ТМ100-В |
ВР5 |
Датчик температуры масла двигателя | 1 |
ТМ100-В |
ВР1 |
Датчик давления масла в ГМП | 1 |
11.3829 |
ВР2 |
Датчик давления масла в двигателе | 1 |
18.3829 |
ВР3,ВР4 |
Датчики давления воздуха соответственно в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
18.3829 |
BV1 |
Датчик спидометра | 1 |
24.3802 |
BV2 |
Датчик тахометра | 1 |
24.3802 |
SK |
Датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя | 1 |
ТМ111 |
SP1 |
Датчик аварийного давления масла в главной магистрали ГМП | 1 |
ММ111-В |
SP2 |
Датчик аварийного давления в системе смазки ГМП | 1 |
ММ111-В |
SP3 |
Датчик аварийного давления масла двигателя | 1 |
ММ111-В |
SP4,SP5 |
Датчики аварийного давления воздуха в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
ММ124-В |
SP6,SP7 |
Датчики засорения воздушных фильтров двигателя | 2 |
131.3839 |
SP8 |
Датчик засорения масляного фильтра двигателя | 1 |
поступает с двигателем |
SP9 |
Выключатель сигнализатора о включении блокировки гидротрансформатора | 1 |
ВК12-Б |
SP10,SP11 |
Датчики системы торможения | 2 |
ММ125-Д |
SP12 |
Датчик включения сигнализатора торможения стояночного тормоза | 1 |
ММ124-В |
УКАЗАТЕЛИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ |
|||
Р1 |
Указатель тока | 1 |
11.3811-А |
Р2 |
Указатель главного давления масла ГМП | 1 |
11.3810 |
Р3 |
Указатель давления масла двигателя | 1 |
УК170-03 |
Р4 |
Указатель уровня топлива | 1 |
УБ170 |
Р5 |
Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя | 1 |
УК171-01 |
Р6 |
Указатель температуры масла ГМП | 1 |
УК171-01 |
Р7 |
Указатель давления воздуха соответственно в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 1 |
УК168 |
Р8 |
Указатель спидометра | 1 |
СП153 |
Р9 |
Указатель тахометра | 1 |
121.3813 |
Р10 |
Указатель температуры масла двигателя | 1 |
УК171-01 |
РТ |
Счетчик моточасов | 1 |
СВН-2-02 |
PV |
Указатель напряжения | 1 |
11.3812 |
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ |
|||
НА1 |
Сигнал звуковой заднего хода | 1 |
С314-Г |
НА2 |
Реле-сигнализатор | 1 |
733.3747-10 |
НА3 |
Сигнал звуковой | 1 |
С314 |
НА4 |
Сигнал звуковой | 1 |
С313 |
ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ |
|||
Е1 |
Свеча накаливания предпускового подогревателя | 1 |
поступает с подогревателем |
Е2,Е3 |
Свечи электрофакельного устройства | 2 |
поступает с двигателем |
Е6 |
Плафон кабины | 1 |
11.3714 |
Е8,Е9 |
Фары | 2 |
341.3711 |
Е10 |
Задняя фара | 1 |
171.3711 |
Е11 |
Фонарь подкапотный | 1 |
ПД308-А |
Е12 |
Фара-прожектор | 1 |
201.3711 |
EL1,EL3,EL5,EL6,EL7,EL9,EL10,EL13,EL14,EL15,EL17 |
Лампы подсветки приборов | 11 |
А24-1 |
EL2 |
Контрольная лампа аварийного давления смазки в ГМП | 1 |
А24-1 |
EL4 |
Контрольная лампа аварийного давления смазки в двигателе | 1 |
А24-1 |
EL8 |
Контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающий жидкости двигателя | 1 |
А24-1 |
EL11,EL12 |
Контрольные лампы аварийного давления воздуха в переднем и заднем контурах рабочей тормозной системы | 2 |
А24-1 |
EL16 |
Контрольная лампа дальнего света | 1 |
А24-1 |
EL18 |
Лампа плафона кабины | 1 |
А24-1 |
EL20 |
Лампа подкапотного фонаря | 1 |
А24-1 |
HL1 |
Контрольная лампа исправности реле-регулятора | 1 |
2212-3803 |
HL2 |
Контрольная лампа указателя поворотов | 1 |
2212-3803 |
HL3 |
Контрольная лампа блокировки гидротрансформатора | 1 |
2212-3803 |
HL4,HL5 |
Боковые повторители поворота | 2 |
УП101-Б |
HL6,HL7 |
Передние фонари | 2 |
ПФ116-В |
HL8 |
Задний левый фонарь | 1 |
ФП130-В1 |
HL9 |
Задний правый фонарь | 1 |
ФП130-Г1 |
HL10 |
Блок контрольных ламп | 1 |
2312-3803.03 |
HL11 |
Блок контрольных ламп включенной ступени ГМП | 1 |
3012.3803-01 |
HL12,HL13 |
Указатели поворотов | 2 |
УП115-В |
HL14 |
Фонарь освещения номерного знака | 1 |
ФП131-Б |
НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И РЕЗИСТОРЫ |
|||
R1,R7, |
Резистор регулировочный блока УТД | 1 |
ППБ-1В |
R2,R3 |
Сопротивления в цепи отопителей кабины | 2 |
СЭ300 |
R4,R5 |
Сопротивления в цепи вентилятора кабины | 2 |
СЭ300 |
R6 |
Реостат подсветки приборов | 1 |
ВК416-Б |
KK1 |
Сопротивление добавочное в цепи электрофакельного устройства | 1 |
12.3741 |
ДИОДЫ |
|||
VD5-VD18, VD23-VD30 |
Диоды | 22 |
Д243Б |
VD9-VD12, VD19-VD22 |
Диоды | 8 |
КД202К |
РОЗЕТКИ |
|||
ХА1 |
Розетка | 1 |
47К |
ХА2 |
Розетка штепсельного разъема пуска двигателя от постороннего источника тока | 1 |
ШРАП-500 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ |
|||
F1 |
Защита цепей управления ГМП | 1 |
16A |
F2 |
Защита цепей управления стеклоочистителя, стеклоомывателя, плафона и вентилятора кабины | 1 |
8A |
F3 |
Защита цепей контрольно - измерительных приборов | 1 |
8A |
F4 |
Защита цепей сигнальных ламп | 1 |
8A |
F5 |
Защита цепей габаритных ламп левой стороны | 1 |
8A |
F6 |
Защита цепей габаритных ламп правой стороны | 1 |
8A |
F7,F8 |
Защиты цепей ламп ближнего света | 2 |
8A |
F9,F10 |
Защиты цепей ламп дальнего света | 2 |
8A |
F11 |
Защита цепей управления опрокидывающего механизма, цепей сигналов торможения и звуковых сигналов | 1 |
16A |
F12 |
Защита цепей автоматического управления температурным режимом двигателя и ГМП | 1 |
8A |
F13 |
Защита цепей подкапотного фонаря и блокировки гидротрансформатора | 1 |
8A |
F14 |
Защита цепи розетки переносной лампы | 1 |
8A |
F15 |
Защита цепей реле поворота и выключателя аварийной сигнализации | 1 |
8A |
F16 |
Защита цепей отопителей кабины | 1 |
8A |
F17 |
Защита цепей подвески контрольно-измерительных приборов | 1 |
8A |
F18 |
Защита цепей подвески переключателей | 1 |
8A |
F19,F20 |
Резервные | 2 |
8A |
F21 |
Общая защита цепей, кроме цепей стартера, штепсельного разъема ШРАП-500 и насоса дублирующего привода рулевого управления | 1 |
ПВ100/100А |
Система энергоснабжения.
К системе энергоснабжения относятся четыре аккумуляторные батареи, соединенные попарно последовательно-параллельно, и генератор, включенный параллельно аккумуляторным батареям.
Аккумуляторные батареи. На самосвалах установлены аккумуляторные батареи типа 6СТ-132.В батарею заливается электролит плотностью, соответствующей климатическому району эксплуатации самосвала и времени года.Количество электролита, необходимое для заправки одной батареи до рабочего уровня, - 8 л.Отрицательный вывод аккумуляторных батарей соединен с "массой" самосвала через выключатель типа 1420.3737, установленный в аккумуляторном ящике.
Генератор - трехфазный синхронный типа 631.3701, переменного тока, со встроенными выпрямительными блоками, установлен на двигателе и приводится клиноременной передачей (или через эластичную муфту).
Таблица 1.
Техническая характеристика генератора 631.3701.
Мощность номинальная, Вт | 4200 |
Напряжение номинальное, В | 28 |
Сила тока номинальная, А | 150 |
Масса генератора (без шкива), кг | 22 |
Генератор работает следующим образом. При прохождении постоянного тока через обмотку возбуждения вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюсы ротора. При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяется по величине и по направлению, вследствие чего в обмотке статора индуктируется переменная электродвижущая сила.Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительными блоками, смонтированными на крышке генератора.Устройство генератора, полная техническая характеристика и операции по обслуживанию даны в руководстве по эксплуатации двигателя.
Реле-регулятор. На самосвале установлен реле-регулятор 21.3702. Реле-регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения на выводах генератора в заданных пределах. Реле-регулятор 21.3702 состоит из следующих функциональных устройств:- бесконтактного регулятора напряжения с электронной защитой выходного транзистора от короткого замыкания выводов "Ш" генератора и реле-регулятора на "массу";- устройства защиты от увеличения напряжения в сети при отказе выходного транзистора и некоторых других элементов;- ограничителя тока нагрузки.
Таблица 2.
Техническая характеристика реле – регулятора.
Номинальное напряжение, В | 28 |
Масса, кг | 1,3 |
Регулируемое напряжение при частоте вращения генератора 3500+150об/мин, токе нагрузки 60+3А с подключенными аккумуляторными батареями при температуре окружающей среды 25+10 0 С, В: | |
реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение "лето" | 27,0 - 28,2 |
реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение "зима" | 28,7 - 30 |
реле-регулятора для тропического климата (сезонная регулировка отсутствует) | 26,3 - 27,5 |
Понижение напряжения на выводах "плюс" и "Ш" при токе нагрузки в цепи вывода "Ш" 3,5+0,3А, напряжении на положительном и отрицательном выводах 25+0,5 и температуре окружающей среды (25+10) 0 С, В | 2,0 |
Сила тока ограничения нагрузки, А | 110 - 135 |
Отрицательным выводом реле-регулятора является его корпус.При установке реле-регулятора на самосвал лапу, снабженную выводом, подсоединить к отрицательному выводу генератора.Принципиальная схема реле-регулятора, как фрагмент схемы системы энергоснабжения, приведена на рис.3, а перечень элементов в таблице 3.
Рис.3. Принципиальная схема реле-регулятора.
Таблица 3.
Перечень элементов, входящих в реле-регулятор 21.3702.
Условное обозначение элементов | Наименование элементов | Тип | Примечание |
VT1,VT2,VT4 | Транзисторы | КТ3107Б | |
VT3 | Транзистор | КТ817Г | |
VT5,VT6 | Транзистор | КТ837Х | |
VD1,VD4,VD5 | Диоды | КД209А | |
VD2 | Стабилитрон | Д818Б | |
VD3 | Стабилитрон | Д814Б | |
VD6 | Диод | КД202В | |
С1,С3 | Конденсаторы | К73-9-0,47мкФ | |
С2 | Конденсатор | К73-9-0,22мкФ | |
R1 | Резистор | МЛТ-0,5-820 Ом | |
R2 | Резистор | МЛТ-0,5 | |
R3 | Резистор | МЛТ-0,5-620 Ом | |
R4 | Резистор | МЛТ-0,5-910 Ом | |
R5 | Резистор | МЛТ-0,5-4,3кОм | |
R6 | Резистор | МЛТ-0,5-1кОм | |
R7 | Резистор | МЛТ-0,25-1кОм | |
R8 | Резистор | МЛТ-0,25 | |
R9 | Резистор | МЛТ-0,25-3,6кОм | |
R10 | Резистор | МЛТ-2-1кОм | |
R11 | Резистор | МЛТ-0,5-2,2кОм | |
R12 | Резистор | МЛТ-0,5-220 Ом | |
К1 | Ограничитель тока нагрузки | - | |
К2 | Реле | 115.3747 |
Регулирование напряжения генератора осуществляется следующим образом.При подключении "массы" ток от аккумуляторных батарей проходит через вывод "Б" реле-регулятора, эмиттерные переходы транзисторов VT6,VT5 и резистор R10. Составной транзистор VT5 - VT6 открывается и через реле К2 подключает обмотку возбуждения генератора. Ток, питающий обмотку возбуждения генератора, ограничивается ее активным сопротивлением и падением напряжения на эммитер-коллекторном переходе транзистора VT6.Выходной делитель, состоящий из резисторов R1 - R5, рассчитан таким образом, что при подключении аккумуляторных батарей к сети их напряжения недостаточно для пробоя стабилитронов VD2 и VD3.При увеличении частоты вращения двигателя увеличивается и напряжение генератора. Когда напряжение генератора будет достаточным для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются, а VT5 - VT6 закрывается. Ток в цепи возбуждения генератора прерывается, его напряжение уменьшается, стабилитроны VD2, VD3 и транзисторы VT1 и VT2 закрываются, а составной транзистор VT5 - VT6 открывается. Далее процесс регулирования повторяется - напряжение в системе поддерживается автоматически.Для уменьшения влияния пульсации напряжения генератора на уровень регулируемого напряжения между точкой соединения резисторов R3,R4 и плюсовой шиной реле-регулятора включен конденсатор С1.Защита выходного транзистора VT6 от перегрузок по мощности при коротком замыкании вывода "Ш" на "массу" обеспечивается за счет автоматического снижения тока в шунтовой цепи реле-регулятора до 0,05-0,1А по следующему принципу.При открытом выходном транзисторе VT6 и замкнутой обмотке возбуждения генератора в первоначальный момент времени ток в цепи транзистора VT6 ограничивается индуктивным сопротивлением присоединительных проводов. В дальнейшем транзистор VT6 переходит в линейный режим усиления, напряжение на его переходах "эмиттер-коллектор" увеличивается, а в цепи: конденсатор С2-резистор R11-переход "база-эмиттер" транзистора VT4 - протекает ток, открывающий транзистор VT4. Транзисторы VT5 - VT6 при этом закрываются. В таком состоянии схема находится в течение времени, обусловленного постоянной времени цепи, состоящей из конденсатора С2 и резистора R11. После завершения процесса зарядки конденсатора транзистор VT4 закрывается, а транзисторы VT5 - VT6 открываются. При этом конденсатор С2 быстро разряжается через диод VD5 и открытый транзистор VT5. Далее процесс протекает аналогично описанному выше, в результате чего в системе происходят устойчивые автоколебания. Так как постоянная времени цепи заряда конденсатора С2 выбрана значительно больше, чем постоянная времени его разряда, то через выходной транзистор VT6 протекает импульсный ток, среднее значение которого не превышает 0,1А.После устранения короткого замыкания реле-регулятор включается в работу автоматически.
Защита от превышения напряжения при отказе элементов реле-регулятора происходит следующим образом.При пробое перехода коллектор-эмиттер выходного транзистора VT6 в цепи обмотки возбуждения генератора возрастает ток, соответственно возрастает напряжение, приложенное к выходному делителю R1 - R5. При напряжении, достаточном для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются. Через эмиттерный переход транзистора VT3 протекает ток, что приводит к открыванию транзистора и срабатыванию реле К2 - контакты реле размыкаются, ток в обмотке возбуждения генератора прерывается, напряжение на выводах реле-регулятора уменьшается. Транзисторы VT1, VT2, VT3 закрываются, обмотка реле К2 обесточивается и его контакты в цепи обмотки возбуждения генератора замыкаются.Далее процесс повторяется и в сети поддерживается напряжение, не превышающее предельно допустимое. При срабатывании реле К2 контакты его замыкаются и включают лампу - сигнал о неисправности реле-регулятора. Лампа горит мигающим светом.Ограничитель тока нагрузки представляет собой электромагнитное реле К1, контакты которого включены между базой составного транзистора VT5 - VT6 и плюсовой шиной реле-регулятора. Один конец обмотки через положительный вывод реле-регулятора подключен к положительному выводу генератора, а другой конец обмотки подсоединен к отрицательному выводу реле-регулятора, к которому подключены аккумуляторные батареи и другие потребители. При увеличении тока нагрузки, протекающего по обмотке, до определенного уровня 110 -135 А контакты реле К1 замыкаются и закрывают составной транзистор VT5 - VT6. Ток возбуждения генератора уменьшается и соответственно уменьшается ток его нагрузки. При уменьшении тока нагрузки генератора контакты реле К1 размыкаются и составной транзистор VT5 - VT6 открывается. Процесс повторяется и таким образом ограничивается ток нагрузки генератора.
Система пуска двигателя.В систему пуска двигателя входят: стартер 25.3708, электрофакельное устройство, выключатель "массы", розетка ШРАП500 для пуска двигателя от постороннего источника тока, замок-выключатель и реле.
Таблица 4.
Краткая техническая характеристика стартера 25.3708.
Номинальная мощность, кВт | 7 |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Сила тока на режиме холостого хода при напряжении 24 В, А | 110 |
Минимальное напряжение включения реле, В | 18 |
Стартеры являются составной частью двигателей, подробное их устройство, техническая характеристика и операции по обслуживанию даны в руководствах по эксплуатации двигателей.
Электрофакельное пусковое устройство. Электрофакельное пусковое устройство служит для облегчения пуска холодного двигателя, и для ускоренного нагревания его после пуска. Устройство подключено к системе питания двигателя и работает на том же топливе.При нажатии на кнопку выключателя SB2 (рис.1) контакты реле К2 размыкаются и обмотка возбуждения генератора отключается на время работы электрофакельного устройства, чтобы предохранить свечи Е2, E3, E4, Е5 от повышенного напряжения. Напряжение на свечах должно быть 19+1 В. Одновременно ток идет через термореле KK1, КК2 к накальным свечам. По истечении некоторого времени биметаллические пластины термореле нагреваются и замыкают контакты электромагнитного клапана YA2 и лампы сигнализации в блоке HL. Электромагнитный клапан срабатывает, и топливо поступает к свечам электрофакельного устройства. После включения стартера напряжение в системе понижается до 18 - 20В и дополнительное сопротивление в цепи накальных свечей, т.е. термореле, становится ненужным. Чтобы исключить его из цепи, используется реле K7, контакты которого замыкаются одновременно с включением стартера. После пуска двигателя и отключения стартера термореле автоматически включается в цепь накальных свечей.
Система световой и звуковой сигнализации.
Система световой сигнализации информирует водителя о состоянии систем самосвала - изменении параметров в пределах допустимых значений, достижении параметрами аварийных значений, а также дает информацию о выполняемых водителем маневрах - торможении и поворотах.Датчики электрических сигналов установлены в каналах систем и на исполнительных элементах агрегатов, а приемники сигналов (приборы и лампы) на панели в кабине. Лампы с красным светофильтром - аварийный сигнал, с зеленым и синим - информационный. В систему звуковой сигнализации входят звуковые электрические сигналы и аварийный шумовой сигнализатор.Электрический звуковой сигнал включается переключателем указателей поворота и света фар нажатием на торец рычага.Электрический звуковой сигнал заднего хода включается одновременно с включением ступени заднего хода в гидромеханической передаче. В его цепи имеется реле-прерыватель - сигнал заднего хода прерывистый.Шумовой сигнализатор включен в цепь параллельно лампам сигнализации об аварийном давлении воздуха в тормозных системах, аварийном давлении масла в системе смазки двигателя и аварийном повышении температуры масла в системе смазки и охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Система наружного и внутреннего освещения.
Система предназначена для освещения участка дороги при движении в ночное время и в условиях ограниченной видимости, информации о габаритных размерах самосвала, освещении панели приборов, кабины и моторного отсека. К системе освещения относятся также штепсельная розетка переносной лампы.Лампы фар и фонарей включаются переключателем указателей поворота и света фар, расположенным с левой стороны рулевой колонки. Он включает в мигающем режиме указатели поворота спереди, сзади и сбоку самосвала, а также ближний и дальний свет фар. При перемещении рычага переключателя вперед включаются указатели правого поворота, а при перемещении назад - левого поворота самосвала. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота. При включении поворота загорается в мигающем режиме сигнальная лампа, расположенная на панели приборов.При перемещении рычага переключателя вверх (нефиксируемое положение) включается дальний свет фар для сигнализации встречному транспорту.При перемещении рычага переключателя в среднее фиксируемое положение (при включенном переключателе света на панели приборов) включается ближний свет фар (свет встречного разъезда), а в нижнее фиксируемое положение - дальний свет фар.Фонарь кабины и подкапотная лампа включаются индивидуальными выключателями.
Таблица 5.
Техническая характеристика приборов освещения и световой сигнализации.
Фары головного света | Две фары 341.3711 с двух нитевыми лампами 55 и 50 Вт и асимметричным светораспределением ближнего света |
Фара заднего хода | 171.3711 с двух нитевой лампой (подключена нить 60 Вт) |
Фара-прожектор | Фара 201.3711 с галогенной лампой АКГ24-70 70 Вт |
Боковые указатели | Два фонаря 14.3726 с лампами 5 Вт поворота |
Передние фонари | Два фонаря ПФ116-В, двухсекционные с двухцветным рассеивателем, с лампами габаритных огней 5 Вт и указателей поворота 21 Вт |
Задние фонари | Два фонаря - ФП130-В1 и ФП130-Г1(7540А,75404-10), 354.3716,355.3716(7548А, 75481, 75483), трех секционные с лампами габаритных огней 5 Вт и лампами указателей поворота и сигнала торможения по 21 Вт |
Фонарь номерного знака | Один ФП131-Б, с двумя лампами по5Вт |
Плафон кабины | Один 11.3714 с лампой 5 Вт |
Выключатель аварийной сигнализации | Модель 32.3710 с лампой АМН24-3 |
Электрооборудование самосвала защищено плавкими предохранителями, установленными в кабине. Перечень, назначение и техническая характеристика предохранителей приведена в приложении.
Обслуживание электрооборудования.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Самосвалы с завода-изготовителя, как правило, поставляются с сухозаряженными аккумуляторными батареями. Поэтому, перед вводом самосвала в эксплуатацию в аккумуляторные батареи залить электролит и зарядить.В зависимости от климатического района в аккумуляторные батареи заливается электролит определенной плотности (табл.6).
Таблица 6.
Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации.
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к плюс 250С, г/см 3 |
|
январе, 0С) |
заливаемого |
в конце зарядки |
|
Очень холодный с темпера турой от -50 до -30 | зима |
1,28 |
1,30 |
лето |
1,24 |
1,26 |
|
Холодный от -30 до -15 | круглый год |
1,26 |
1,28 |
Умеренный от -15 до -8 | круглый год |
1,24 |
1,26 |
Жаркий сухой от -15 до +4 | круглый год |
1,22 |
1,24 |
Теплый влажный от 0 до+4 | круглый год |
1,20 |
1,22 |
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита на+0,01 г/см3. |
Примечание: Допускается отклонение плотности электролита на +0,01 г/см3.
Для заливки одной батареи типа 6СТ-132 требуется 8л электролита. Электролит приготавливается из серной аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды в посуде, стойкой против серной кислоты - керамической, пластмассовой, эбонитовой, свинцовой. В посуду сначала заливается вода, потом при непрерывном помешивании серная кислота. Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл.7.
Таблица 7.
Зависимость между плотностью электролита, приведенной к температуре плюс 250 С,
и количеством серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 в 1л электролита.
Плотность электролита, г/см 3 | 1,20 |
1,22 |
1,24 |
1,26 |
1,28 |
1,40 |
Количество серной кислоты, л | 0,200 |
0,221 |
0,242 |
0,263 |
0,285 |
0,426 |
Количество дистиллированной воды, л | 0,859 |
0,839 |
0,819 |
0,800 |
0,781 |
0,650 |
Температура электролита, заливаемого в батарею, должна быть не менее +15оС и не более +25оС в районах с холодным и умеренным климатом и не более +30оС в районах с тропическим климатом.Перед заливкой электролита вывернуть из батареи пробки и снять с них пленку, закрывающую вентиляционное отверстие, и срезать выступ на торце пробки. Если вместо пленки и выступа применен герметизирующий диск под пробкой, удалить его. После заполнения батареи электролитом вентиляционные отверстия должны оставаться открытыми.Заливать электролит до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего конца тубуса горловины. При отсутствии тубуса заливать электролит до уровня на 10-15 мм выше предохранительного щитка.Спустя 20 мин, но не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проконтролировать его плотность. Если плотность электролита уменьшится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности залитого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батареи необходимо зарядить.Температура электролита в батарее перед зарядкой должна быть не более 30оС в холодной и умеренной зонах и не более 35оС в жаркой сухой и теплой влажной зонах. Если температура электролита более указанной, его нужно охладить.Для зарядки положительный вывод батареи подсоединяется к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к - отрицательному. Зарядный ток - 13А.Заряжать батарею необходимо до тех пор, пока не наступит обильное выделение газа во всех аккумуляторах батареи, а плотность электролита и напряжение останутся постоянными в течение двух часов. Если температура электролита окажется более 45оС, то необходимо уменьшить зарядный ток наполовину или прервать зарядку на время, необходимое для уменьшения температуры до 30 - 35оС. Напряжение батарей контролировать вольтметром со шкалой на 30В с ценой деления 0,2 В.В конце зарядки, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки (табл.8), будет отличаться от нормы, то откорректировать плотность электролита. При этом доливается дистиллированная вода, если плотность электролита более нормы, и кислота плотности 1,4 г/см3, если она менее нормы.
Таблица 8.
Температурные поправки к плотности электролита.
Температура электролита при измерении плотности 0С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 | Температура электролита при измерении плотности 0С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 |
-55 ... -41 |
- 0,05 |
- 3 ... +19 |
- 0,01 |
-40 ... -26 |
- 0,04 |
+20 ... +30 |
0 |
-25 ... -11 |
- 0,03 |
+31 ... +45 |
+ 0,01 |
-10 ... - 4 |
- 0,02 |
+46 ... +60 |
+ 0,02 |
Примечание:при температуре электролита более плюс 30оС поправка прибавляется к фактическому показанию ареометра, при температуре менее плюс 20оС - вычитается.
После корректирования плотности электролита продолжить зарядку батарей еще 30 мин до полного перемешивания электролита, а потом батареи отключить. Спустя 30 минут после отключения батарей замерить уровень электролита во всех аккумуляторах батареи.Если уровень электролита будет меньше нормы, добавить в аккумулятор электролит плотностью, какая указана в табл.6. При уровне электролита более нормы избыток электролита отобрать резиновой грушей.
Техническое обслуживание электрооборудования.
Техническое обслуживание электрооборудования заключается в периодической (по регламенту) очистке элементов от грязи и пыли и проверке исправности генератора, стартера, аккумуляторных батарей, реле-регулятора, контрольно-измерительных приборов и крепления их на самосвале. Кроме того, при техническом обслуживании обязательно проверяется состояние электропроводки и штекерных соединений, крепление проводов к выводам аппаратов и соединительным панелям.При эксплуатации электрооборудования необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.Перед пуском двигателя проверить напряжение аккумуляторных батарей, оно должно быть 24В.Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20с. Если двигатель с первой попытки не запустился, то следующая попытка должна быть спустя 25-30с.При мойке самосвала принять меры, исключающие прямое попадание воды на генератор, стартер и реле-регулятор.Удалять пыль и грязь с аккумуляторных батарей только салфеткой.При каждом ТО-1 проверить надежность крепления аккумуляторных батарей в ящике и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. При необходимости очистить батареи от пыли и грязи и прочистить вентиляционные отверстия.Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости долить дистиллированную воду до требуемого уровня.
Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее осуществляется при помощи стеклянной трубки диаметром 3-5 мм, на которой нанесены две метки на расстоянии 10 и 15 мм от торца (рис.4). Для проверки уровня электролита вывернуть пробку в батарее и вставить трубку в отверстие до упора в предохранительный щиток. Закрыть пальцем свободный конец трубки и поднять ее - электролит должен заполнить трубку до какого-то уровня между метками. Это и есть уровень электролита в батарее.
Рис.4. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.
При каждом ТО-2, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя проверить степень заряженности батарей по плотности электролита, одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку по таблице 8.Степень разряженности аккумуляторной батареи определяется сравнением действительной плотности электролита с исходной плотностью для конкретного климатического района. При этом нужно руководствоваться таблицей 9.
Таблица 9.
Сравнительная плотность электролита в батарее,
приведенная к температуре плюс 25 0С, г/см3
Батарея заряжена полностью |
Батарея разряжена, % |
|
25 |
50 |
|
1,30 |
1,26 |
1,22 |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
1,26 |
1,22 |
1,18 |
1,24 |
1,20 |
1,16 |
1,22 |
1,18 |
1,14 |
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снять с самосвала и зарядить.При измерении плотности электролита температура его должна быть 20-25оС.Для проверки плотности электролита можно пользоваться наиболее распространенным денсиметром - ареометром (рис.5).
Рис.5. Проверка плотности электролита ареометром.
Проверка исправности генератора и реле-регулятора. При неисправности в системе энергоснабжения нужно прежде всего проверить исправность генератора.При работающем двигателе на частоте холостого хода замкнуть перемычкой выводы "+" и "Ш".Плавно увеличивать частоту вращения двигателя и наблюдать за показаниями вольтметра и амперметра. Если стрелка амперметра отклоняется вправо и напряжение (по вольтметру) увеличивается более 24В, генератор исправен. Значит, неисправен реле-регулятор. После проверки отсоединить перемычку.Для проверки функционирования реле-регулятора на самосвале запустить двигатель и установить частоту вращения 1500-1600 об/мин.Подсоединить вольтметр к выводам "+" и "-" ("масса") реле-регулятора.Включить дальний свет фар (в качестве нагрузки): вольтметр должен показывать напряжение 27В не менее. Если напряжение не соответствует указанному, необходимо снять реле-регулятор и проверить его электрические параметры на стенде.Схема стенда для проверки электрических параметров реле-регулятора приведена на рис.6.
Рис. 6. Схема стенда для проверки электрических параметров реле-регулятора:
G -
генератор; GB - аккумуляторная батарея; РА1 - амперметр (0-75А); РА2 - амперметр (0-150А); PV - вольтметр (0-30В); R1, R2 - резисторы нагрузки; |
S1
- выключатель аккумуляторной
батареи; S2, S3 - выключатели нагрузки; Н - сигнальная лампа; РР - реле-регулятор; "Б", "ЛК", "+", "-", "Ш" - выводы реле-регулятора. РА1, РА2, HV - измерительные приборы магнитоэлектрической системы, класс точности 0,5. Допускается применять измерительные приборы постоянного тока. |
Проверка регулируемого реле-регулятором напряжения выполняется в излагаемой ниже последовательности:- подключить аккумуляторную батарею;- включить электродвигатель и установить частоту вращения генератора 3350-3650 об/мин;- установить ток нагрузки 57-63 А;- замерить напряжение между клеммами "+" и "-" реле-регулятора.Для реле-регулятора в исполнении для умеренного климата регулируемое напряжение должно быть: в положении сезонного переключателя "лето" - 27,0-28,2 В, в положении "зима" - на 1,7-2,5 В больше.Для реле-регулятора в исполнении для тропического климата - 26,3-27,5 В. В тропическом исполнении сезонный переключатель отсутствует.Проверка тока ограничения нагрузки выполняется в последовательности:- включить электродвигатель и установить частоту вращения генератора 3350-3650 об/мин;- подключить на 3-5 с аккумуляторную батарею с целью возбуждения генераторной установки, т. е. приведения ее в состояние регулирования;- реостатом R установить ток нагрузки, при котором напряжение на выводах "+", ("минус") реле-регулятора снизится до 23-25 В;- замерить ток ограничения нагрузки: он должен быть в пределах 110-135 А.Проверка падения напряжения на выводах "+" и "Ш" реле-регулятора производится по схеме, изображенной на рис.7.
Рис.7. Схема стенда для проверки падения напряжения на выводах "+" и "Ш" реле-регулятора:
РА - амперметр (0-7,5А);
PV - вольтметр (0-3В);
R – реостат;
PA, PV - измерительные приборы магнитоэлектрической системы, класс точности 1,0.
Проверка выполняется в последовательности:- установить напряжение источника питания 24 - 25 В, и реостатом нагрузки установить ток 3,2-3,8 А;- замерить напряжение на выводах "+" и "Ш" реле-регулятора: оно должно быть не более 2 В.
Примечание: для проверки электрических параметров реле-регулятора необходимы приборы класса точности не менее 1.0.
В реле-регуляторе нет регулируемых элементов, электрические параметры аппарата обеспечиваются характеристиками электронных приборов, поэтому не предусмотрено никаких регулировочных операций.После обнаружения несоответствия выдаваемых аппаратом электрических параметров нормативным вскрывать его не рекомендуется, нужно установить на самосвал исправное изделие. Неисправный реле-регулятор можно отремонтировать. Возможные неисправности и способы их устранения изложены ниже. Света дают резкую границу между светлой и темной зонами световых пятен на освещенной части дороги. Поэтому нужно весьма тщательно регулировать положение световых пятен, чтобы не ослеплять водителей.
Регулировка света фар. Фары с европейским асимметричным светораспределением ближнего встречного транспорта.Прежде чем регулировать свет фар, необходимо проверить характеристики цилиндров подвески и давление воздуха в шинах и в случае необходимости довести проверяемые параметры до требуемых значений.Операцию выполнить в указанной ниже последовательности, используя специальные приборы или экран, размеченный согласно рис 8.
Рис. 8. Схема разметки экрана для регулировки света фар:
1 -
линия центра левой фары; 2 - ось самосвала; 3 - линия центра правой фары; 4 - центры световых пятен левой и правой фар; 5 - линия центров световых пятен; |
L1
- расстояние от оси самосвала
до центра левой фары; L2 - расстояние от оси самосвала до центра правой фары; H - высота от уровня пола до центра фар; h - величина смещения светового пятна на экране; |
L1=1114 мм
L2= 930 мм
h = 253 мм
H = 1138 мм
Установить самосвал на горизонтальной площадке так, чтобы продольная ось его была перпендикулярна плоскости экрана и проходила через линию 2, а расстояние от экрана до рассеивателя фар было равно 10 м.Включить ближний свет. Одну фару закрыть светонепроницаемым материалом. Поворачивая винты горизонтальной и вертикальной регулировки, добиться, чтобы граница освещенного и неосвещенного участков совпадала с линией 5,а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линии 5 с линиями 1 и 3.Аналогично отрегулировать вторую фару.Регулировка противотуманных фар производится поворотом корпуса фары относительно болта крепления в продольной и поперечной вертикальных плоскостях.