Тормозные системы БЕЛАЗ 7540А
Тормозные системы
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ.Самосвал оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами.
Тормозные системы предназначены:
рабочая - для регулирования скорости и остановки самосвала в любых условиях движения;
стояночная - для удержания самосвала на стоянках в неподвижном положении неограниченное время;
вспомогательная (гидродинамический тормоз-замедлитель) - для регулирования скорости самосвала при движении на спуске);
запасная (аварийная) - для уменьшения скорости и остановки самосвала при неисправности одного из контуров рабочей тормозной системы. В качестве запасной (аварийной) тормозной системы используются одновременно исправный контур рабочей тормозной системы и стояночная тормозная система.
Принципиальная схема пневматического привода тормозных систем самосвала показана на рисунке.
1 -
компрессор; 2 - влагоотделитель; 3 - регулятор давления воздуха; 4 - противозамерзатель; 5 - вспомогательный ресивер; 6 - двойной защитный клапан; 7 - одинарный защитный клапан; 8 - датчик аварийного давления воздуха; 9, 16 - ресиверы переднего контура рабочей тормозной системы; 10, 15 - ресиверы заднего контура рабочей тормозной системы; 11, 19 - датчики сигнала торможения; |
12
- клапан контрольного вывода; 13 - цилиндр тормозного механизма стояночной тормозной системы; 14 - кран управления стояночной тормозной системой; 17 - цилиндры тормозных механизмов заднего контура тормозного привода (заднего моста); 18 - ускорительный клапан; 20 - датчики манометров; 21 - кран управления рабочей тормозной системой; 22 - клапан ограничения давления; 23 - цилиндры тормозных механизмов переднего контура (передней оси); А – к потребителю. |
Компрессор 1 всасывает воздух из впускного трубопровода двигателя и подает его во влагоотделитель 2, где воздух охлаждается и очищается от воды.Из влагоотделителя воздух поступает к регулятору давления 3, который поддерживает в приводе давление в пределах 0,65-0,82МПа. При увеличении давления воздуха в приводе более 0,82МПа регулятор разобщает нагнетательную магистраль компрессора со всей остальной частью привода и одновременно соединяет ее с атмосферой. В этот момент вода автоматически удаляется из влагоотделителя в атмосферу.При уменьшении давления воздуха в приводе до 0,65МПа регулятор разобщает нагнетательную магистраль компрессора с атмосферой и сообщает ее со всей остальной частью системы - сжатый воздух опять поступает в систему.В регулятор давления встроен предохранительный клапан для защиты пневматического привода от повреждения в случае выхода из строя регулятора. При давлении в приводе 0,90-0,95МПа предохранительный клапан открывается, и часть воздуха выходит в атмосферу.От регулятора давления воздух через противозамерзатель 4 поступает в вспомогательный ресивер 5, а из него через двойной защитный клапан 6 в остальные ресиверы.Двойной защитный клапан предназначен для разделения пневматического привода рабочей тормозной системы на два независимых контура и для отключения поврежденного контура с целью сохранения давления воздуха в другом, исправном, контуре, то есть для обеспечения нормального функционирования исправного контура.От двойного защитного клапана воздух поступает в ресиверы 9 и 10, питающие соответственно передний и задний контуры рабочей тормозной системы. Из ресиверов 9 и 10 воздух поступает также и в дополнительные ресиверы 15 и 16.При нажатии на педаль крана управления (тормозного крана) воздух из ресивера 10 поступает (через тормозной кран) к ускорительному клапану 18, который открывается и подает воздух от ресиверов 10 и 15 к цилиндрам 17 тормозных механизмов заднего контура (заднего моста). Из ресиверов 9 и 16 воздух поступает к клапану 22 ограничения давления и далее к цилиндрам 23 тормозных механизмов переднего контура (передней оси).После отпускания педали воздух из полостей управления клапанов 18 и 22 выходит в атмосферу через тормозной кран, а из цилиндров тормозных механизмов через клапаны 18 и 22.Таким образом, происходит управление рабочей тормозной системой. Причем краном управления (тормозным краном), клапаном ограничения давления и ускорительным клапаном обеспечивается следящее действие. И вследствие этого давление в цилиндрах тормозных механизмов всегда пропорционально усилию нажатия на педаль, т. е. привод позволяет водителю регулировать эффективность торможения изменением усилия нажатия на педаль.Для контроля за работой пневматического привода тормозных систем установлены датчики 20 давления воздуха (для манометров), датчики 8 аварийного давления воздуха и клапаны 12 контрольных выводов. При давлении воздуха в контуре привода менее 0,45 МПа датчики 8 замыкают цепи сигнальных ламп и шумового сигнализатора. Водитель получает информацию об аварийном состоянии тормозного привода.Клапаны контрольных выводов предназначены для подсоединения контрольных манометров при техническом обслуживании тормозных систем.Датчик 19 включает сигналы торможения в задних фонарях при торможении рабочей тормозной системой, а датчик 11 включает сигнальную лампу на панели приборов при торможении стояночной тормозной системой.На всех ресиверах установлены краны для удаления конденсата.
Обслуживание тормозных систем.
Надежная работа тормозных систем самосвала гарантируется только при герметичности тормозного привода в целом и отдельных его элементов (аппаратов). Поэтому при обслуживании тормозных систем нужно особенно тщательно выполнять работы, влияющие на герметичность соединений аппаратов и воздухопроводов. Места большой утечки воздуха можно определить на слух, а малой - с помощью мыльной эмульсии.Для обеспечения нормальной работоспособности тормозного привода необходимо ежедневно сливать конденсат из ресиверов после окончания смены. Наличие большого количества масла в конденсате свидетельствует о неисправности компрессора
Проверка герметичности пневматического тормозного привода. Тормозной привод проверяется на герметичность при давлении воздуха в нем не менее 0,65МПа, выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре.Уменьшение давления сжатого воздуха в каждом контуре рабочей тормозной системы, когда воздух из другого контура выпущен, должно быть не более 0,05МПа за 30 мин при свободном положении органов управления.Уменьшение давления сжатого воздуха в пневматическом приводе (оба контура заполнены воздухом) в состоянии рабочей тормозной системы "заторможено" (педаль нажата до отказа), а стояночной тормозной системы - "расторможено" (рукоятка крана находится в переднем положении) должно быть не более 0,05МПа за 15 мин.
.