Система питания двигателя воздухом БЕЛАЗ 7540А
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ
Система питания двигателя воздухом (рис.1) служит для забора воздуха, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. В систему входят воздушные фильтры с воздухозаборниками и воздухопроводы.
Рис.1. Система питания двигателя воздухом:
1 -
воздухопровод от
воздухозаборника; 2, 10 - хомуты; 3 - резинотканевый гибкий рукав; 4 - каркас воздухозаборника; 5 - решетка (с заслонкой в сборе) воздухозаборника; 6 - болт крепления решетки; 7 - кронштейн; |
8 -
фильтр 238Н-1109010-20; 9 - кронштейн фильтра; 11 - ось заслонки; 12 - сезонная заслонка; 13 - воздухопровод к турбокомпрессору; I - положение сезонной заслонки в теплое время года ("лето"); II - положение сезонной заслонки в холодное время года ("зима"). |
Для очистки воздуха на самосвалах устанавливается фильтр с картонным фильтрующим элементом (рис.2).
Рис.2.
Воздушный фильтр: 1 - бункер-пылесборник; 2 - заглушка бункера-пылесборника; 3 - держатель фильтрующего элемента; 4, 7 - гайка; 5 - шайба; 6 - прокладка фильтрующего элемента (несъемная); 8 - тяга; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - корпус; 11 - фильтрующий элемент; I - отверстие в пылесборнике; II, III - полости в корпусе; IV - полость очищенного воздуха. |
Фильтр двухступенчатый, сухого типа. Фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента и бункера-пылесборника. Герметичность соединения корпус-бункер обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом.Воздух через полость III попадает для предварительной очистки в первую ступень с инерционной решеткой. В результате резкого изменения направления потока воздуха в инерционной решетке крупные частицы пыли отделяются, перемещаются в сторону полости II и через отверстие I ссыпаются в бункер-пылесборник.Полость для сбора пыли бункера-пылесборника отделена от полости очищенного воздуха заглушкой 2.После центробежной очистки воздух проходит во вторую ступень со сменным фильтрующим элементом. Проникая через поры фильтрующего картонного элемента, воздух очищается от мелких частиц пыли и поступает во всасывающие воздухопроводы двигателя.Фильтрующий элемент - неразборный, цилиндрической формы, состоит из гофрированного картона, наружного и внутреннего защитных кожухов и крышек. У фильтрующего элемента низкое сопротивление проходу воздуха и высокая фильтрующая способность.Для контроля технического состояния фильтрующего картонного элемента на трубах за фильтрами установлены датчики засоренности фильтров. Когда засоренность фильтрующего элемента фильтра достигает предельно допустимого состояния, разрежение в трубах за фильтрами увеличивается, мембрана датчика прогибается, замыкает его контакты и в кабине на панели приборов загорается лампа, сигнализирующая о необходимости очистки или замены фильтрующего элемента.
Очистка воздушного фильтра от пыли. Снять бункер-пылесборник, вынуть из него заглушку и высыпать пыль. Стенки бункера и заглушку тщательно вытереть салфеткой.
Рис.3.
Обслуживание картонного
фильтрующего элемента: a - продувание струей воздуха; b - промывание в моющем растворе; c - проверка физического состояния элемента |
Извлечь фильтрующий элемент из фильтра и обдуть его сжатым воздухом для удаления пыли с поверхности (рис.3). Давление воздуха в системе должно быть 0,2-0,3МПа. Струю воздуха нужно направлять под острым углом к поверхности, а давление воздуха на поверхность регулировать изменением расстояния между шлангом и элементом.Если на поверхности элемента имеется сажа или масло, а обдувание воздухом неэффективно для очистки элемента, то рекомендуется промыть его раствором моющего вещества при температуре 40-45оС.Концентрация раствора - 20-25 г моющего средства на 1 л воды. Можно использовать и бытовые стиральные порошки.Элемент следует промывать окунанием в раствор в течение 15-30 мин, потом ополоснуть в чистой воде, после чего просушить воздухом при температуре не более 70оС. Не допускается сушить фильтрующие элементы открытым пламенем - картон может повредиться или загореться.После просушивания осмотреть элемент, подсвечивая изнутри лампой. Элемент с разрывом картона, отслаиванием крышек и кожухов и иными повреждениями, нарушающими герметичность, заменить новым.Ориентировочный срок службы фильтрующего элемента 1500 ч. За этот период допускается промывать его не более шести раз. Не рекомендуется использовать фильтрующий элемент после шестикратного промывания.При сборке воздушного фильтра необходимо обращать внимание на правильность установки крышки. Крышка должна устанавливаться на корпус таким образом, чтобы выбитая на ней стрелка была направлена вверх. В этом положении крышки обеспечивается улавливание пыли пылесборником.
Проверка герметичности системы питания двигателя воздухом. Одно из основных требований к системе питания двигателя воздухом является герметичность в зоне фильтрованного воздуха, чтобы исключить попадание неочищенного воздуха в цилиндры и уменьшить износ деталей двигателя.Герметичность проверяется созданием в системе избыточного давления воздуха с добавлением дыма. Места нарушения герметичности определяются по выходу дыма.
Рис.4. Заглушка для
проверки герметичности
системы питания двигателя
воздухом: 1 - трубка 10х1 мм; 2 - корпус; 3 - зажим для крепления горючего материала; 4 - уплотнительное кольцо из пористой резиновой смеси; |
Для этого необходимо изготовить заглушки (рис.4), причем одну из них с присоединительной арматурой (с трубками 1) для подвода воздуха в систему и для проверки наличия дыма в системе.Заглушки устанавливаются вместо фильтрующих элементов в корпуса воздушных фильтров.
Проверку герметичности рекомендуется выполнять в такой последовательности:
- установить вместо фильтрующих элементов заглушки (рис.5), причем в заглушке с присоединительной арматурой перед установкой закрепить в зажиме 6 пучок тлеющей ветоши для заполнения системы дымом, либо подать дым от специального дымогенератора;
Рис.5. Схема для
проверки герметичности
системы питания двигателя
воздухом: 1 - воздухопровод; 2 - корпус воздушного фильтра; 3 - заглушки; 4 - шланг для подвода сжатого воздуха; 5 - пробка контрольного отверстия; 6 - зажим; 7 – манометр; |
- подсоединить к заглушке шланг 4 от источника сжатого воздуха и подать в систему воздух под давлением 0.01-0.03МПа. Во избежание срыва соединительных шлангов и разрушения воздухопроводов давление воздуха в системе следует увеличивать медленно. В качестве источника сжатого воздуха можно использовать ручной насос для накачивания автомобильных или мотоциклетных шин;- открыть на заглушке контрольную пробку 5 и убедиться в заполнении системы дымом. В течение 2-3 мин, поддерживая указанное давление воздуха в системе, осмотреть соединения. В местах негерметичности соединений будет выходить дым. Если система герметична, дым будет выходить только через контрольное отверстие при открытой пробке.Проверка герметичности системы питания двигателя воздухом должна выполняться при сезонном техническом обслуживании самосвала (два раза в год), а также после каждой разборки системы.