Главная передача БЕЛАЗ 7540А
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА.Главная передача (рис.1) одноступенчатая, состоит из пары конических шестерен с круговыми зубьями и межколесного конического дифференциала. На главной передаче установлен тормозной механизм стояночной тормозной системы.
Рис.1. Главная передача с дифференциалом:
1 -
левая чашка дифференциала (с
ведомой шестерней в сборе); 2 - ведомая шестерня (с чашкой дифференциала); 3 - втулка сателлита; 4 - крестовина дифференциала; 5 - правая чашка дифференциала; 6 - сателлит дифференциала; 7 - опорная шайба сателлита; 8 - болт крепления чашек дифференциала (со стопорной пластиной); 9 - опорная шайба шестерни полуоси; 10 - втулка полуоси; 11 - крышка подшипников; 12 - стопорная пластина; 13, 21, 22 - радиально-упорные конические роликовые подшипники; 14 - регулировочные гайки подшипников; 15 - шестерни полуоси; 16 -картер главной передачи; 17 - ведущая шестерня; 18 - радиальный роликовый подшипник; |
19 -
регулировочные прокладки; 20 - картер подшипников; 23 - суппорт тормозного механизма; 24, 39 - гайки; 25 - стопорный болт; 26 - пружинная пластина; 27 - пружинные шайбы; 28 - фланец; 29 - сальники; 30 - защитная шайба; 31 - распорная втулка; 32 - распорная шайба; 33 - головка упорного болта; 34 - стопорная гайка; 35 - упорный болт; 36 - шплинт; 37 - центрирующая втулка; 38 – шпилька; |
Ведущая коническая шестерня самосвала установлена в картере на трех роликовых подшипниках - цилиндрическом и двух конических. Ведущая шестерня главной передачи установлена консольно и вращается по часовой стрелке (если смотреть спереди самосвала).Зазор в радиально-упорных конических подшипниках ведущей шестерни главной передачи регулируется изменением длины распорной втулки путем шлифования ее по торцам.Смазка к подшипникам ведущей шестерни подводится по каналам, выполненным в картере подшипников и картере главной передачи.При установке картера с ведущей шестерней паз и канал в картере подшипников должны находиться внизу и совмещены с отверстием в картере главной передачи.Ведомая коническая шестерня самосвала крепится заклепками к левой чашке дифференциала. Клепка заклепок производится в диаметрально-перекрестном порядке методом холодного деформирования.Для ограничения деформации ведомой шестерни и сохранения правильного контакта в зацеплении конических шестерен в картере главной передачи установлен упорный болт 35 (см. рис.1), на торец которого надета бронзовая головка 33.Для регулирования зазора и взаимного положения шестерен в зацеплении между картером подшипников ведущей шестерни и картером главной передачи установлены регулировочные прокладки. Комплект регулировочных прокладок содержит две картонные прокладки, покрытые слоем герметика или эмали и устанавливаемые со стороны картера подшипников и картера главной передачи, и металлические прокладки разной толщины, количество которых подбирается по потребности при регулировке.
Ведущая и ведомая шестерни главной передачи подбираются и притираются парами, поэтому в случае поломки или износа одной из них необходимо заменять обе шестерни.
Дифференциал (см. рис.1) установлен на двух конических роликовых подшипниках в разъемных гнездах картера главной передачи. Каждая крышка крепится к картеру главной передачи двумя шпильками. Посадочные поверхности под подшипники обрабатываются после сборки картера с крышками, поэтому замена крышек с другого картера недопустима.В крышках имеются установочные отверстия, в которые при установке редуктора на картере заднего моста входят штифты. Штифты запрессованы в приливах картера. Дифференциал состоит из двух чашек, скрепленных между собой болтами. В коробке, образуемой чашками, в плоскости их разъема установлена крестовина, на шипах которой на бронзовых втулках свободно вращаются четыре сателлита.Сателлиты находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 15. Между опорными поверхностями полуосевых шестерен и сателлитов с одной стороны и опорными поверхностями чашек дифференциала с другой устанавливаются бронзовые шайбы.Отверстия под крестовину обрабатываются в собранном комплекте чашек, поэтому чашки можно заменять только комплектно.Стопорение гаек подшипников производится пластинами, закрепленными на картере болтами.
Обслуживание главной передачи.
Регулировка главной передачи. Регулировка главной передачи включает:- проверку и регулировку зазора в подшипниках ведущей шестерни;- регулировку зацепления ведущей и ведомой шестерен;- регулировку зазора в подшипниках дифференциала;- регулировку зазора между головкой упорного болта и торцом ведомой шестерни.Все вышеуказанные регулировки ведущего моста производятся на заводе-изготовителе. Потребность в регулировке при эксплуатации возникает только в случае замены изношенных деталей или при износе подшипников.Регулировка подшипников ведущей шестерни производится со снятой ведомой шестерней и дифференциалом.
Регулирование зазора в конических подшипниках ведущей шестерни самосвала. Регулирование выполняется шлифованием торцовой поверхности распорной втулки 3 (рис.2) до толщины, необходимой для получения зазора в пределах 0,04-0,08 мм. Зазор измеряется индикаторной головкой путем перемещения ведущей шестерни относительно картера подшипников в осевом направлении из одного крайнего положения в другое.
Рис.2. Картер
подшипников ведущей шестерни
главной передачи: 1 - ведущая шестерня главной передачи; 2, 5 - радиально-упорные роликовые подшипники; 3 - распорная втулка; 4 - картер подшипников; L - длина распорной втулки. |
После установки шестерни с подшипниками в картер при заворачивании гайки 24 крепления фланца (см. рис.1) ведущую шестерню необходимо проворачивать для обеспечения правильной установки роликов подшипников между коническими поверхностями колец. Гайку затянуть крутящим моментом 700-1000 Н.м (70-100 кгс.м).Собранная шестерня должна проворачиваться (при отсутствии сальников) под действием крутящего момента не более 4 Н.м (0,4 кгс.м) и при условии непрерывного вращения ее за фланец в одну сторону.
Регулировка зацепления конических шестерен. Регулировка зацепления ведущей и ведомой конических шестерен заключается в установлении бокового зазора между зубьями и получении необходимого расположения пятна контакта между ними.Для этого зубья ведущей шестерни необходимо с обеих сторон покрыть тонким слоем краски, разведенной в масле до такого состояния, чтобы краска распространялась по поверхности зуба не растекаясь. После этого, притормаживая рукой ведомую шестерню, провернуть в обе стороны ведущую шестерню.Получившиеся отпечатки на зубьях ведомой шестерни в виде пятен при правильном зацеплении шестерен должны иметь овальную форму и расположены, как показано на рис.3. При легком торможении без приложения нагрузки пятно контакта должно быть расположено ближе к узкому концу зуба и не должно доходить до верхней кромки зуба на 1,0-1,5 мм и до кромки узкого конца зуба - на 4-6 мм. Ширина пятна контакта по высоте зуба должна быть соответственно 10-15 мм.
Рис.3. Правильное расположения пятна контакта зубьев в зацеплении главной передачи (изображена ведомая шестерня ведущего моста при движении вперед).
Операция регулировки зацепления шестерен выполняется в следующем порядке:- заворачивая гайку подшипников дифференциала со стороны ведомой шестерни, установить ведущую и ведомую шестерни в беззазорное положение;отворачивая гайку подшипников дифференциала со стороны ведомой шестерни и одновременно заворачивая гайку с противоположной стороны, отодвинуть ведомую шестерню от ведущей до получения бокового зазора в зубьях 0,3 - 0,6 мм. Колебание зазора должно быть не более 0,25 мм. Зазор проверяется индикатором у наружного диаметра ведомой шестерни при неподвижной ведущей в нескольких точках по окружности, как показано на рис.4.
Рис.4. Измерение бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.
Ножка индикатора должна быть установлена перпендикулярно к направлению зуба в измеряемом месте;- проверить расположение пятна контакта на ведомой шестерне описанным выше способом.Если в процессе регулировки получается неправильный контакт, специфический шум, необходимо добиться правильного зацепления путем перемещения ведущей и ведомой шестерен.Для перемещения ведущей шестерни необходимо изменить толщину пакета (количество) регулировочных прокладок между картером подшипников и картером главной передачи. Ведомая шестерня перемещается отворачиванием одной гайки подшипников дифференциала и заворачиванием противоположной на такую же величину.Способы достижения правильного зацепления шестерен главной передачи приведены в таблице.
Таблица.
Регулирование положения пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи.
Положение пятна контакта на ведомой шестерне |
Способы достижения правильного зацепления шестерен |
Направление перемещения шестерен |
|
движение вперед |
движение назад |
|
|
|
|
Придвинуть ведомую коническую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую коническую шестерню от ведомой | |
|
|
Отодвинуть ведомую коническую шестерню от ведущей. Если при этом получится большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую коническую шестерню к ведомой | |
|
|
Придвинуть
ведомую коническую шестерню к
ведущей. Если при этом
необходимо будет изменить боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую коническую шестерню к ведомой |
|
|
Отодвинуть
ведомую коническую шестерню от
ведущей. Если при этом
необходимо будет изменить боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую коническую шестерню от ведомой |
||
|
|
Придвинуть
ведущую коническую шестерню к
ведомой. Если при этом
получится слишком малый
боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведомую коническую шестерню от ведущей |
|
|
|
Отодвинуть ведущую коническую шестерню от ведомой. Если при этом получится большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведомую коническую шестерню к ведущей |
Регулирование зазора в подшипниках дифференциала. Операция выполняется после регулирования бокового зазора в зацеплении. Перед регулированием зазора необходимо одну из регулировочных гаек подшипников расстопорить, а вторая гайка должна быть застопорена.
Последовательность выполнения операции:- завернуть регулировочную гайку подшипников (крутящий момент должен быть 220-280 Н.м (22-28 кгс.м) и отпустить на 11-22о. При отрегулированных подшипниках биение торца ведомой шестерни главной передачи должно быть не более 0,5 мм.- стопорную пластину закрепить болтами, а болты застопорить шплинт-проволокой.После регулирования зазора в подшипниках дифференциала ведомая шестерня должна легко, без заеданий, проворачиваться рукой. Признаком правильно отрегулированного зазора может служить отсутствие осевого люфта коробки дифференциала и свободное перекатывание роликов (без скольжения) по коническим поверхностям колец подшипников.
Зазор между головкой упорного болта и ведомой шестерней регулируется следующим образом:- определить точку максимального биения торца ведомой шестерни и установить ее напротив упорного болта;- завернуть болт до соприкосновения головки с торцом ведомой шестерни;- отвернуть болт на 1/10-1/12 оборота для создания зазора и завернуть стопорную гайку. Полученное положение болта будет соответствовать зазору 0,16 мм между головкой и шестерней;
Зазор между торцом полуосевой шестерни и опорной шайбой (при беззазорном зацеплении этой шестерни с сателлитами) проверяется щупом через окно в чашке дифференциала: он должен быть 0,5 -1,2 мм. Максимально допускаемый зазор - 1,5 мм. Если зазор больше допускаемого, необходимо заменить опорные шайбы.В собранном дифференциале полуосевые шестерни и сателлиты после преодоления начального сопротивления должны проворачиваться при помощи шлицевой оправки под действием крутящего момента не более 25 Н.м (2,5 кгс.м).