Карданная передача БЕЛАЗ 7540А
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА.
В карданную передачу самосвала входит карданный вал гидромеханической передачи, соединяющий двигатель с гидромеханической передачей, карданный вал заднего (ведущего) моста, соединяющий гидромеханическую передачу с главной передачей заднего моста.На самосвале установлен карданный вал гидромеханической передачи, состоящий из упругой муфты (универсального шарнира) и карданного шарнира, соединенных подвижным шлицевым соединением.
Рис.1. Установка карданных валов и упругой муфты (универсального шарнира):
1 -
двигатель; 2 - упругая муфта; 3 - карданный вал гидромеханической передачи; 4 - гидромеханическая передача; 5 - карданный вал заднего моста; |
6
- задний мост; 7 - карданный шарнир; 8 - шарнир с резиновыми втулками; I - установка карданного вала гидромеханической передачи с упругой муфтой (универсальным шарниром). |
Обслуживание карданной передачи.
Осмотр карданной передачи. В целях своевременного выявления и устранения неисправностей необходимо систематически проверять крепление фланцев карданных валов, осматривать состояние карданов и шлицевого соединения.При осмотре следует обращать внимание также на положение заглушек в скользящих вилках, балансировочных пластин, стопорных пластин, крепящих игольчатые подшипники.Люфт крестовины карданного вала не должен ощущаться. Для обнаружения зазора в карданных шарнирах следует резко повернуть карданный вал рукой сначала в одну и затем в другую сторону, а потом поднять и опустить карданный вал вдоль шипов крестовины. Если при этом нет люфтов и не слышно стуков, значит кардан исправный. При появлении люфтов нарушается центровка кардана, появляются ударные нагрузки на игольчатые подшипники, что приводит к обрыву болтов крепления крышек.Незначительный люфт в шарнире можно устранить подтяжкой болтов крепления крышек подшипников. Все болты после подтягивания должны быть надежно застопорены отгибными усиками стопорных пластин.В шлицевых соединениях допускаются незначительные зазоры.
Обслуживание упругой муфты и шарнира с резиновыми втулками. Обслуживание упругой муфты с резиновыми элементами заключается в контроле состояния резиновых втулок и наличия смазки в центрирующем устройстве и шлицевом соединении.Упругие элементы (резиновые втулки) не должны перемещаться относительно обойм или распорных втулок.Изношенные или поврежденные детали карданных валов, муфты и шарнира должны быть заменены новыми.
Замена упругих элементов (резиновых втулок). При замене резиновых втулок разность масс сборочных комплектов должна быть не более 6 г.
Замена смазки. В игольчатые подшипники карданных шарниров валов при сборке на заводе-изготовителе заложена смазка №158 или ее заменитель Литол-24. В шлицевые соединения карданных валов, шарнира и внутреннюю полость муфты закладывается по 100 г. смазки Литол-24.Для замены смазки в шарнирах карданного вала гидромеханической передачи, карданного вала заднего моста необходимо разобрать шарнир, промыть детали в уайт-спирите, просушить их и заложить свежую смазку в каждый подшипник, полости шипов крестовин и смазать рабочие поверхности подшипников и торцовых уплотнений.Дизельное топливо и керосин для промывания деталей не пригодны, так как плохо испаряются и оставляют на поверхности деталей пленку, которая смешивается со смазкой и нарушает ее структуру.Шлицевые соединения карданных валов, подшипники карданных валов следует смазывать шприцеванием через масленку до начала выхода свежей смазки через сапуны.
Проверка установки гидромеханической передачи. Соосность и параллельность осей ведущего вала гидромеханической передачи и коленчатого вала двигателя проверяется специальным приспособлением (рис.2) при монтаже двигателя или гидромеханической передачи самосвала, а также в случае ненормальной работы карданного вала гидромеханической передачи с упругой муфтой.
Рис.2. Приспособление для проверки соосности и параллельности осей ведомого вала гидромеханической передачи и коленчатого вала двигателя:
1 - болт;
2, 4 - переходники;
3 - контрольный фланец.
Соосность и параллельность осей регулируются установкой регулировочных шайб между кронштейнами и опорами гидромеханической передачи. Несоосность должна быть не более 1,5 мм, непараллельность 0,8 мм (по взаимному положению переходника 2 и фланца 3 приспособления на диаметре 160 мм).