Гидромеханическая передача БЕЛАЗ 7540А
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА.На самосвалах установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача, обеспечивающая получение пяти ступеней переднего хода и двух ступеней заднего хода.
Гидромеханическая передача служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах самосвала в зависимости от дорожных условий, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения безопасности движения, для движения задним ходом, отсоединения двигателя от трансмиссии при его пуске и работе двигателя при остановке самосвала, а также обеспечения работы гидросистем самосвала.Общий вид гидромеханической передачи показан на рис.1 и рис.2.
Рис.1. Гидромеханическая передача. Общий вид.
Рис.2. Гидромеханическая передача:
1 -
масляный насос; 2 - нагнетательная труба; 3 - фланец нагнетательной трубы; 4 - трубка подвода смазки к согласующей передачи; 5, 25 - кронштейны; 6 - регулировочные прокладки; 7 - муфта; 8 - механизм управления тормозом-замедлителем; 9 - тормоз-замедлитель; 10 - маслопровод; 11 - фильтр тонкой очистки масла; 12 - трубка управления тормозом-замедлителем; 13 - маслопровод к теплообменнику гидромеханической передачи; 14 - электрогидравлический клапан включения блокировки гидротрансформатора; 15 - золотниковая коробка; |
16
- корректирующий клапан; 17 - механизм привода управления тормозом-замедлителем; 18 - гидротрансформатор; 19 - грузовой болт; 20 - пробка наливного отверстия; 21 - согласующая передача; 22 - индукционный датчик частоты вращения ведомого вала; 23 - пробка контрольного отверстия; 24 - масломерное окно (закрыто крышкой); 26 - коробка передач; 27 - пробка сливного отверстия; 28 - труба управления подпорным клапаном; 29 - маслопровод от теплообменника двигателя; 30 - место установки гидравлического датчика, предотвращающего случайное переключение ступеней с изменением направления движения; 31 - место под датчик масла в гидролинии смазки. |
Гидромеханическая передача представляет собой единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора, четырехвальной коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы. Все агрегаты ее смонтированы в общем разъемном корпусе, состоящем из картеров (корпусов) этих агрегатов.Для охлаждения масла гидромеханическая передача оборудована внешним контуром, состоящим из масляного радиатора или теплообменника и подводящего и отводящего трубопроводов.Управление гидромеханической передачей осуществляется пультом, с помощью которого выбирается режим работы.Переключение ступеней осуществляется блокировкой шестерен с валами многодисковыми фрикционными муфтами.Гидромеханическая передача установлена на раме на опорах с резиновыми амортизаторами (рис.3). Положение ее относительно двигателя регулируется прокладками 4, 5.
Рис.3.
Установка гидромеханической
передачи: 1 - кронштейн на раме (показан условно); 2 - амортизатор; 3 - штифт; 4, 5 - регулировочные прокладки; 6 - кронштейн; 7 - гидромеханическая передача; 8 - болт крепления амортизатора. |
Гидравлическая система гидромеханической передачи выполняет следующие основные функции:- создание и поддержание необходимого давления рабочей жидкости в фрикционных муфтах коробки передач и фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора;- обеспечение циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор, гидродинамический тормоз-замедлитель (при его включении) и радиатор под определенным давлением для поддержания нормального теплового режима гидромеханической передачи;- обеспечение смазки дисков фрикционных муфт и подшипников шестерен, деталей согласующей передачи.- автоматическую блокировку и разблокировку гидротрансформатора.
Схема гидравлической системы показана на рис.4.
Рис.4. Схема гидравлической системы гидромеханической передачи:
1 -
фильтр-маслозаборник; 2 - клапан аварийного давления масла в главной гидролинии; 3 - главная секция насоса; 4 - секция насоса гидротрансформатора; 5 - полнопоточный фильтр; 6 - подпорный клапан; 7 - радиатор (теплообменник); 8 - фильтр тонкой очистки масла; 9 - клапан аварийного давления масла в гидротрансформаторе; 10 - регулятор давления масла в гидротрансформаторе; 11 - клапан блокировки гидротрансформатора; 12 - реле времени; 13 - гидравлический датчик частоты вращения ведущего вала (трубка Пито); 14 - механизм управления тормозом-замедлителем; |
15
(YA8) - электрогидравлический
клапан привода управления
механизмом
тормоза-замедлителя; 16 - корректирующий клапан; 17 - регулятор давления масла в главной гидролинии; 18 - обратный клапан; 19 - механизм разблокировки гидротрансформатора; 20, 21, 22, 23 и 24 - золотники управления фрикционными муфтами соответственно первой и второй ступеней, заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов; 25 (YA5), 26 (YA4), 27 (YA7), 28 (YA3) и 29 (YA6) - электрогидравлические клапаны соответственно первой и второй ступеней, ступени заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов; F1 - фрикционная муфта первой ступени; F2 - фрикционная муфта второй ступени; F3 - фрикционная муфта третьей ступени; FR - фрикционная муфта ступеней заднего хода; FD1 - фрикционная муфта понижающего диапазона; FD2 - фрикционная муфта повышающего диапазона; LF - фрикционная муфта блокировки гидротрансформатора. |
В гидравлической системе гидромеханической передачи две основные гидролинии - главная гидролиния и гидролиния питания гидротрансформатора, тормоза-замедлителя и смазки коробки передач и согласующей передачи.Гидравлическая система включает аппараты управления, аппараты регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в заданных пределах, а также узлы фильтрации и охлаждения масла.Питание гидравлической системы обеспечивается шестеренным масляным насосом.
Обслуживание гидромеханической передачи.
Перед обслуживанием гидромеханическую передачу нужно тщательно вымыть.Операции технического обслуживания выполнять в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на сопрягаемые поверхности узлов и механизмов гидромеханической передачи.Обслуживание гидромеханической передачи включает:- проверку уровня масла;- замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки;- промывание фильтрующего элемента масляных фильтров;- замену масла;- проверку и регулирование осевого зазора в конических подшипниках согласующей передачи.Ежесменно перед выездом проверить уровень масла в гидромеханической передаче, осмотреть соединения всех маслопроводов. Появившиеся подтекания масла из гидромеханической передачи и теплообменника, а также из соединений трубопроводов необходимо устранить.
Проверка уровня масла. Прежде чем проверять уровень масла в гидромеханической передаче необходимо установить самосвал на ровной площадке, затормозить стояночной тормозной системой.При проверке уровня масла следует находиться вне габаритов самосвала.Последовательность выполнения операции:- повернуть крышку указателя и открыть смотровое стекло;- запустить двигатель и нагреть масло в гидромеханической передаче до плюс 40-50оС. При частоте вращения двигателя 600 об/мин уровень масла должен быть посредине смотрового стекла.Если уровень масла больше нормального (масло полностью закрывает смотровое стекло) или меньше (смотровое стекло свободно от масла), то нужно остановить двигатель и слить или долить необходимое количество масла. Следует помнить, что 2 л масла изменяют уровень в картере приблизительно на 10 мм.Если при проверке окажется, что уровень масла соответствует норме, то остановить двигатель и закрыть смотровое стекло крышкой.
Замена масла. Срок службы гидромеханической передачи в большой степени зависит от своевременной замены масла, а также от его качества. Чтобы гарантировать наилучшие условия работы гидромеханической передачи, следует применять только масла, указанные в карте смазочных работ. При смене марки масла промыть гидромеханическую передачу.Замену масла необходимо производить после наработки 1500 часов при выполнении операций очередного ТО-2.Замену масла выполнять в следующей последовательности:- перед заливкой масла тщательно очистить пробку от грязи;- залить в гидромеханическую передачу масло до средней линии на смотровом стекле;- проверить уровень масла как описано ранее, при необходимости долить масло.
Разборку и сборку гидромеханической передачи следует производить на специальном поворотном стенде, обеспечивающем установку картеров в удобное для разборки и сборки положение.При установке на валы коробки передач фрикционных муфт и втулок подвода смазки необходимо следить, чтобы отверстия в барабанах и втулках совпадали с отверстиями и пазами в валах.Для проверки правильности сборки после установки валов в картер гидромеханической передачи следует проверять легкость их вращения, а также сообщаемость каналов подвода рабочей жидкости на включение ступеней и смазку дисков и подшипников путем подачи сжатого воздуха в соответствующие каналы.При снятии и установке фрикционной муфты первой ступени и ведомого вала с шестерней понижающего диапазона датчики 5 и 8 частоты вращения соответственно ведущего и ведомого валов необходимо установить в положение II, как показано на рис.5. Для этой цели нужно вывернуть болт 1 (с противоположной стороны кронштейна 2) и повернуть рычаг 6 в положение, изображенное пунктирными линиями.После установки фрикционной муфты и ведомого вала датчик возвратить в рабочее положение и закрепить рычаг 4 болтом 1.
Рис.5.
Установка датчиков частоты
вращения: а - датчика ведущего вала; b - датчика ведомого вала; 1 - болт; 2 - кронштейн; 3 - крышка люка; 4 - рычаг кронштейна; 5 - датчик частоты вращения ведущего вала; 6 - рычаг датчика; 7, 9 - фиксатор датчика; 8 - датчик частоты вращения ведомого вала; I - датчики и рычаги в рабочем положении; II - датчики и рычаги в положении для снятия и установки фрикционной муфты и ведомого вала. |